Как Tesla иллюстрирует парадокс энергетического перехода

Вхождение Tesla в индекс S&P 500 -это еще одна веха на ее пути к тому, чтобы стать самой ценной автомобильной компанией в мире. Однако такой быстрый рост создает повышенные ожидания, и после сентябрьского Дня батареи Tesla было разочарование как инвесторов, так и СМИ. Акции компании упали. Журналисты жаловались, что не было никакого грандиозного раскрытия нового аккумуляторного блока Tesla, и многие комментаторы сомневались в новостной достоверности этого события, что побудило генерального директора Илона Маска обвинить средства массовой информации в недостаточном понимании. Реакция общественности, возможно, была отражением двух миров, в которых Маск балансирует как генеральный директор рок-звезда с сорока миллионами подписчиков в Твиттере, и как мыслитель в области высоких технологий, одержимый сложным химическим составом батарей и цепочками поставок лития.

Команда DNV GL, стоящая за Energy Transition Outlook, провела подсчеты в День батареи Tesla, чтобы оценить его значимость. Каков вердикт? Это крупный прорыв в области разработки стоимости батарей и дальности действия. Если амбиции Tesla по снижению стоимости аккумуляторов будут реализованы, то это станет важным шагом к завершению разработки двигателя внутреннего сгорания для массового частного транспорта. Это также оставит Tesla с более чем одной третью долей мирового рынка аккумуляторных батарей к 2030 году и поставит ее еще дальше впереди своих конкурентов по электромобилям (EV).

Электромобиль-кроссовер Tesla Inc. Model Y демонстрируется во время презентации в 
Хоторн, Калифорния, США, 15 марта 2019 г.. Генеральный директор Tesla Илон Маск сказал, что более дешевый электрический кроссовер-внедорожник (SUV) будет доступен с весны 2021 года. Цена на автомобиль будет начинаться с 39 000 долларов.

Считается, что Tesla уже производит аккумуляторные батареи по крайней мере на 20% ниже средней рыночной стоимости в $157/кВтч, и ее намерение снизить затраты еще на 56% поставит компанию на путь достижения стоимости батареи около $55/кВтч до 2025 года. Это значительно ниже контрольного показателя в 100 долларов за кВтч, при котором EV, как широко считается, достигают паритета затрат с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). ДВС не в состоянии идти в ногу с удешевлением стоимости батареи, поэтому владение седаном V8, скорее всего, будет философским выбором, а не экономическим в ближайшем будущем. Особенно учитывая, что более дешевые батареи Tesla обещают прийти с улучшением диапазона более чем на 50%.

План Tesla по более дешевым и лучшим батареям — это не только проблема для двигателей внутреннего сгорания, но и эталон для конкурентов. Если Tesla выполнит поставку, она опередит кривую обучения стоимости батарей DNV GL (см. график ниже), согласно которому стоимость батарей упадет на 19% при каждом удвоении емкости. Это означает, что Tesla потенциально может доминировать на рынке EV за пределами высокого ценового диапазона. И это послужит вдохновляющим – и, возможно, разочаровывающим — ориентиром для других производителей EV.

Исследования DNV GL показывают, что Tesla сокращает расходы на аккумуляторные батареи быстрее, чем конкуренты

Как бы впечатляюще ни выглядели цифры, производство батарей столь дешево, даже если оно опережает прогноз DNV GL, все равно примерно соответствует прогнозу EV Outlook. Половина новых автомобилей, продаваемых по всему миру, будут электрическими в 2032 году, поэтому Tesla делает то, что ей нужно, чтобы оставаться лидером рынка. Но делает ли компания то, что она должна делать, чтобы соответствовать своей миссии, которая заключается в том, чтобы «ускорить переход мира к устойчивой энергетике»?

Tesla, несомненно, смещает внимание на EV, и попутно она стремится к победам в области устойчивого развития, таким как прекращение использования кобальта, сокращение сточных вод и стимулирование переработки аккумуляторных батарей. Недавнее объявление о втором и гораздо более крупном объекте хранения аккумуляторных батарей коммунального масштаба в Южной Австралии с использованием Tesla «mega packs» говорит о том, что Tesla находится на пути к существенному изменению рынка хранения, жизненно важному для роста переменных возобновляемых источников энергии (vRES).

Но Tesla открывает дверь с vRES в уже электрифицированный мир. С импульсом Tesla или без него DNV GL прогнозирует, что к 2050 году солнечная энергия и ветер будут поставлять более 60% мировой электроэнергии, которая к тому времени удвоится по сравнению с сегодняшним уровнем. Или, другими словами, электрификация происходит быстро и уже учтена в прогнозе DNV GL о нашем наиболее вероятном энергетическом будущем. Именно в труднодоступных секторах, связанных с высокими тепловыми процессами в обрабатывающей промышленности и тяжелом транспорте на большие расстояния, отсутствует текущий импульс и необходимы дополнительные меры для сокращения выбросов.

DNV GL прогнозирует, что к 2032 году половина продаж новых легковых автомобилей будет приходиться на электрические

В этом смысле Tesla иллюстрирует парадокс нынешнего пути энергетического перехода: мы не можем построить свой выход из климатического кризиса. Технология преобразует наш энергетический баланс и теоретически может обеспечить будущее, соответствующее Парижскому соглашению по климату. Тем не менее, мы находимся на пути к тому, чтобы пробить лимиты углеродного бюджета соглашения, потому что одной технологии недостаточно.

На батареях, на PV и на ветре, мы примерно на правильном пути. С другой стороны, те секторы, которые (даже) труднее ослабить, нам нужны другие Tesla, идущие от мега- к гига- или даже тера-, которые будут лидерами с инновационным мышлением и столь же сильной реализацией.   нам нужно, чтобы правительственный инструментарий был применен в полной мере, чтобы помочь им.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ