Взгляд в будущее: перспективы рынка электромобилей

На президентских дебатах в четверг бывший вице-президент Джо Байден пообещал перевести экономику США «подальше от нефтяной промышленности». Эта цель не может быть достигнута без электрификации автомобильного транспорта, на долю которого в 2019 году пришлось почти 70% потребления нефти в Америке. Рыночные силы и политика зеленого правительства ускоряют этот сдвиг в Соединенных Штатах и во всем мире.

Электрификация транспорта в настоящее время является одной из главных тенденций 21-го века, и рынки реагируют на нее: рост стоимости акций китайского производителя электромобилей NIO и Tesla с начала года на 700%. Рост на 415% с января показывает, что интерес инвесторов к электромобилям растет.

Глобальные продажи EV выросли на драматические 65% с 2017 по 2018 год, в общей сложности на 2,1 миллиона автомобилей, причем показатели продаж оставались стабильными до 2019 года. Однако последующая вспышка пандемии коронавируса привела к 25-процентному сокращению закупок EV в первом квартале 2020 года.

Индекс электромобилей McKinsey, 2020 год

Несмотря на эти неудачи, спрос на EV снова, как ожидается, вырастет, согласно Bloomberg New Energy Finance (BNEF), который рассматривает улучшенные батареи, более легкодоступную инфраструктуру зарядки, новые рынки и ценовой паритет с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в качестве основных драйверов. Исследование показало, что EV достигнет 10% мировых продаж легковых автомобилей к 2025 году, увеличившись до 28% в 2030 году и 58% в 2040 году.

Продажи EV в США опередили международную тенденцию, увеличившись на 80% с 2017 по 2018 год. В то время как рост отрасли замедлился в 2019 году в результате поэтапного отказа администрации Трампа от федерального налогового кредита и ослабления стандартов экономии топлива, инвесторы настроены оптимистично. General Motors объявил о намерении инвестировать $2 млрд в шесть сборочных заводов, предназначенных для производства EV, и с тех пор представил свой совершенно новый электрический Hummer.

«Эти инвестиции подчеркивают успех наших автомобилей сегодня и наше видение полностью электрического будущего», — сказала председатель правления и генеральный директор Мэри Барра. 

Кандидат в президенты Джо Байден сделал чистые нулевые выбросы к 2050 году частью своей предвыборной платформы, с ежегодными инвестициями в размере 500 миллиардов долларов для достижения этой цели, часть из которых будет поддерживать производство EV и зарядную инфраструктуру.

Тем не менее, некоторые по-прежнему скептически относятся к EV и их потенциалу на американском рынке. Успех в краткосрочной перспективе будет зависеть от налоговых льгот, колебаний цен на нефть, результатов президентских выборов и скорости восстановления мировой экономики.

Электроэнергетика Европейского Союза, 2020

На долю Китая приходится самая большая доля мировых продаж EV, и он планирует еще больше расширяться по мере сокращения импорта энергоносителей, решения проблемы плохого качества городского воздуха и привлечения инвесторов в свою отечественную автомобильную промышленность. Спрос на электромобили в Китае достиг 125 000 единиц в сентябре, что является поразительным скачком в середине пандемии на 99,6% по сравнению с предыдущим годом.

Тесла был первым иностранным автопроизводителем, которому разрешили открыть завод в Китае без китайского мажоритарного партнера. Открыв свою гигафабрику в Шанхае, компания стала крупнейшим продавцом EV в стране, многократно снизив цены, чтобы претендовать на государственные субсидии. Tesla недавно превзошла ожидания Уолл-Стрит, принеся в третьем квартале прибыль в размере $8,77 млрд.

Производитель электрокаров NIO — дочерняя компания коммунистической государственной корпорации JAC Motors — широко рассматривается как потенциальный соперник Tesla. Его акции взлетели почти на 1000% от мартовской стоимости и сейчас колеблются примерно на уровне 26 долларов за акцию.

NIO и другие китайские производители получают государственные субсидии с обещаниями финансовой поддержки до 2022 года. Эти меры в сочетании с государственными инвестициями в зарядную инфраструктуру в размере 1,4 миллиарда долларов демонстрируют твердую приверженность делу. Некоторые западники по-прежнему скептически относятся к успехам NIO и его долгосрочной ценности, ссылаясь на озабоченность по поводу прозрачности Китая и достоверности опубликованных данных.

Вид сверху на новые электромобили Model 3, припаркованные на 
Гигафабрике Tesla Inc., 7 декабря 2019 года в Шанхае, Китай

Европа также наблюдала значительный рост в индустрии EV. Общий объем продаж в 2019 году вырос на 44%, причем в подавляющем большинстве европейских стран этот показатель увеличился на двузначный процент. Примерно половину роста рынка в масштабах всего континента можно объяснить ростом спроса в Германии и Нидерландах, за которыми следуют Франция и Норвегия. Как и везде, субсидии на закупку и совершенствование технологии аккумуляторных батарей повышают привлекательность EV, но введение нового стандарта выбросов ЕС — не более 95 г углекислого газа/км для легковых автомобилей к 2021 году — вероятно, способствовало дополнительному росту продаж. Когда европейские города выйдут из изоляции, они, несомненно, будут наблюдать и учитывать поведенческие изменения, вызванные месяцами заключения и беспокойством, связанным с коронавирусом.

В 2019 году Франция установила углеродно-нейтральный целевой год 2050 года, а Великобритания последовала этому примеру. В мае Эммануэль Макрон объявил о пакете помощи в размере 8,8 миллиарда долларов для автомобильной промышленности страны, предложив самые щедрые стимулы для покупок в любой стране, предоставив покупателям до 12 000 евро (13 150 долларов). Теперь, когда Tesla приступила к строительству своей берлинской Гигафабрики, которая должна быть завершена к июлю 2021 года, становится ясно, что Европейская индустрия электромобилей находится на подъеме.

BNEF прогнозирует, что к 2040 году продажи EV вырастут почти до 60% мирового автомобильного рынка — сравните это с 2010 годом, когда годовые продажи были близки к нулю. С потребительским сознанием на подъеме и рыночные силы набирают обороты, EV быстро становятся будущим автомобильной промышленности и любимцем для инвесторов, которые признают этот потенциал роста.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ