Продажи электромобилей в России выросли на 34 % при общем падении авторынка на 60 %. Всего в стране с начала 2022 года было продано 2,1 тыс. электромобилей. Общий парк электрокаров в РФ составляет 23 тыс. штук, тогда как в Китае только в этом году продано 1,5 млн таких машин. В США их было продано 272 тысячи. В России столько составил общий объем продаж автомобилей за 2021 год.
Больше всего в 2022 году в РФ было приобретено новых Tesla, за ним следует Porsche, а на третьем месте — Audi. Ни одна китайская марка пока не вошла даже в десятку самых продаваемых электромобилей.
В парке же электрокаров и гибридов, которые зарегистрированы в России, почти 53% приходится на модели Nissan. Tesla со своими 10,5 % занимает второе место по распространенности. На третьем месте оказался Mitsubishi — почти 10 %. На китайские модели приходится порядка 4 % всех электрокаров в России.
Как считают эксперты рынка, спрос на электромобили будет расти. По словам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, Россия только в начале пути. Покупают такие автомобили люди высокообеспеченные, которым интересно пробовать что-то новое. Еще один сегмент роста — подержанные электромобили. Их приобретают люди экономные. Ведь расходы на содержание такой машины значительно ниже, чем на традиционные.
Как рассказал руководитель специальных проектов компании Evolute Василий Чеботарев, представляя китайскую модель i-Joy, которая производится в Липецке, пока такой автомобиль собирается из машинокомплектов. Но к 2032 году планируется 5 тыс. деталей производить в России. Это почти 100-процентная локализация. Планируется также ставить российские батареи, которые будут производиться в Калининграде.
Сейчас автомобиль i-Joy стоит 2,9 млн рублей. Если брать его по программе господдержки со скидкой, то он обойдется уже в 2,2 млн рублей. Как отмечают эксперты, главная проблема в развитии электромобилей — их высокая цена по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания, а также малое количество зарядных станций.