Европейская Зеленая сделка рискует углубить экономические и социальные разногласия между восточными и западными странами ЕС, говорят профсоюзы.
Профсоюзы усилили предупреждения о том, что Зеленая сделка, выдвинутая Европейской комиссией в декабре прошлого года, поставит под угрозу миллионы рабочих мест, без каких-либо гарантий того, что у работников в затронутых отраслях промышленности будет будущее.
«Речь идет о почти 11 млн рабочих мест, которые непосредственно затрагиваются в добывающих отраслях, энергоемких отраслях и в автомобильной промышленности», — сказал генеральный секретарь Федерации профсоюзов Люк Триангл.
«Эти рабочие места не обязательно исчезнут», — заявил он. «Но должна быть будущая перспектива для рабочих мест в этих отраслях», что в настоящее время не ясно.
На прошлой неделе Европейская комиссия представила новаторский закон ЕС о климате, направленный на включение в жесткое законодательство цели ЕС стать первым климатически нейтральным континентом в мире к 2050 году.
Но в то время как проект стратегии уделяет большое внимание цифровизации, он содержит мало информации для традиционных секторов обрабатывающей промышленности, таких как сталелитейная промышленность, автомобилестроение и химическая промышленность, которые, как ожидается, пострадают больше всего от перехода к чистым нулевым выбросам.
«Легко сказать, что мы должны достичь амбициозных климатических целей к 2050 и 2030 годам», — сказал Триангл. «Но промышленная стратегия должна дать ответ на вопрос, как мы туда попадем. И на данный момент у нас еще нет таких ответов».
Новая миграционная волна из Восточной Европы
Профсоюзы особенно обеспокоены социальными и экономическими разногласиями, которые может создать зеленая повестка дня между более бедными восточными странами ЕС и их более богатыми западными соседями.
Согласно Трианглу, зеленая трансформация «будет намного легче в северных или западноевропейских странах», чем в более бедных государствах-членах ЕС, таких как Польша, Болгария и Румыния, где занятость в некоторых регионах может полностью зависеть от одной, сильно загрязняющей промышленности.
«Это может оказать серьезное влияние на внутреннюю миграцию внутри Европейского Союза», — отметил Триангл, отметив, что «почти 22 миллиона человек» уже покинули Восточную Европу, чтобы найти работу в более богатых западных и северных странах за последние 20 лет.
«Ну, это только увеличится, если мы не справимся с этим переходом правильно», — предупредил он.
Политики в восточных странах-членах ЕС усилили предупреждения о том, что зеленый переход угрожает углублением разногласий внутри ЕС. Траян Бэсеску, бывший президент Румынии, сказал, что Европейская Зеленая сделка «определенно создаст напряженность» между восточными и западными странами ЕС, которые имеют другие экономические приоритеты, чем зеленый переход.
Такие экономические и социальные несоответствия «вероятно, создадут огромную напряженность внутри ЕС, что может привести к тому, что некоторые страны рассмотрят возможность выхода из Союза вообще», — сказал он в недавнем интервью EURACTIV.
ЕС рискует распасться до достижения климатических целей
Триангл повторил эти предупреждения, заявив, что зеленая сделка рискует поставить под угрозу весь проект ЕС, если он игнорирует социальный аспект перехода.
«Разделение внутри Европы уже таково, что если Европейская Зеленая сделка пренебрегает социальным измерением, есть серьезный риск увидеть распад ЕС до того, как он будет декарбонизирован», — предупредил он.
По мнению профсоюзов, существует реальный риск того, что «зеленая сделка» в конечном итоге поставит целые промышленные сектора на колени и дискредитирует климатическую политику ЕС в глазах широкой общественности.
» Климатическая политика будет действовать только в том случае, если вы сможете продать ее общественному мнению, если вы сможете сделать это без социальных потрясений в промышленности и в соответствующих регионах», — считает Триангл. «Социальное измерение чрезвычайно важно для того, чтобы сделать всю эту климатическую политику продаваемой», — сказал он.
Европейская комиссия хорошо осведомлена о социальных аспектах «зеленой сделки» и неоднократно настаивала на том, что переход к климатически нейтральной экономике не должен никого оставить позади.
Но она также убеждена, что идет зеленая промышленная революция и что будущий рост лежит в низкоуглеродных отраслях промышленности. В прошлом году исполнительная власть подсчитала, что ВВП ЕС увеличится на 2% к 2050 году, если блок сократит свои выбросы до чистого нулевого уровня.
«Европейская Зеленая сделка — это наша новая стратегия роста», — заявила президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен после победы на голосовании по утверждению в Европейском парламенте в ноябре прошлого года. «Наше обязательство заключается в том, что никто не останется позади», — сказал вице-президент комиссии Франс Тиммерманс, отвечая на вопрос о беспокойстве по поводу расходов на переход в восточных странах ЕС.
А где же деньги?
Однако этих обещаний недостаточно для профсоюзов, которые говорят, что ЕС также должен вкладывать деньги туда, где находится его «рот».
«Понятно,что наши отрасли хотят сделать шаг к чистому нулю выбросов. Но существует необходимость в финансовой поддержке. Без финансовой поддержки и реальных инвестиций мы не сможем сделать этот скачок вперед», — сказал он.
Согласно оценкам, европейские отрасли промышленности должны инвестировать € 250 млрд на ежегодной основе в течение следующих десяти лет, если для того, чтобы остаться на пути с целью нейтрализации климата 2050 года.
«А где деньги на эти инвестиции?» — спросил Триангл. Правда, Европейский инвестиционный банк будет превращен в климатический банк, причем 50% кредитования будет направлено на решение климатических задач с 2025 года. И происходит перестановка бюджета ЕС, причем 25% выделяются на климат, признают профсоюзы.
Но вряд ли есть какое-то новое финансирование для поддержки зеленого перехода, считает он, указывая на «несоответствие между высоким уровнем амбиций по климатическим целям» и обсуждениями по следующему долгосрочному бюджету ЕС, который некоторые страны хотят ограничить в 1% от своего валового национального дохода.
По мнению Триангла, вопрос финансирования инвестиций особенно остро стоит для энергоемких отраслей, таких как металлургия и химическая промышленность, которые труднее всего поддаются декарбонизации.
«Это проблема для нас с целями 2030 года: если мы хотим увеличить цель до 55% сокращения выбросов парниковых газов, я могу заверить вас, что энергоемкие отрасли промышленности не смогут достичь поставленных целей. Технологии будут готовы к коммерциализации только после 2030 года, например, на низкоуглеродистой стали, которая находится только на пилотном этапе», — сказал он.
Именно здесь могла бы помочь промышленная стратегия, считают профсоюзы.
«Для нас важно сохранить интегрированную производственную цепочку создания стоимости в Европе. В будущем мы будем продолжать нуждаться в стали и химических веществах, производимых в Европе», — сказал он.