ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

МЭА делает мрачный прогноз на спроса на нефть к 2020 году

МЭА делает мрачный прогноз на спроса на нефть к 2020 году

Международное энергетическое агентство (МЭА) вновь снизило прогноз спроса на нефть, сославшись на ослабление мировой экономики.

В своем последнем отчете о рынке нефти агентство прогнозирует, что спрос вырастет на 1 млн баррелей в день (Мб/сут) в 2019 году и на 1,2 млн баррелей в день в 2020 году, причем оба эти показателя будут пересмотрены в сторону понижения на 100 000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущими оценками. Это последнее из серии понижений прогнозов спроса, поскольку ослабление экономики продолжает замедлять рост потребления. Примечательно, что, несмотря на понижение рейтинга, тон от МЭА все еще кажется относительно оптимистичным. Агентство заявило, что понижение рейтинга на 2019 год больше связано с пересмотром данных за 2018 год, чем с чем-либо еще, и оно видит спрос на подъем, по крайней мере, относительно начала этого года.

Мировые нефтяные рынки переживают период необычайных изменений. Соединенные Штаты все больше лидируют в расширении мировых поставок нефти. Между тем, производство более тяжелых сортов нефти сдерживается санкциями и ограничением производства в ключевых странах-производителях. Все это способствует трансформации мировых поставок нефти, что имеет критические последствия для энергетической безопасности и рыночных балансов на протяжении всего прогнозного периода до 2024 года.

Несмотря на то, что в 2018 году в США наблюдался самый большой рост мирового спроса, экономический рост продолжает отходить от развитых экономик и транспортных видов топлива, подтверждая сдвиг в сторону Азии и нефтехимии. Эти изменения будут иметь глубокие последствия для торговли и нефтепереработки. Этот сектор также должен будет адаптироваться к новым техническим требованиям на морское топливо, утвержденным Международной морской организацией, которые вступят в силу в 2020 году, а также к предстоящему увеличению нефтеперерабатывающих мощностей, что потребует значительных корректировок со стороны нефтеперерабатывающих предприятий во всем мире.

США лидируют по росту мирового предложения

Соединенные Штаты продолжают доминировать в росте предложения в среднесрочной перспективе. После беспрецедентного расширения, наблюдаемого в 2018 году, когда общее производство жидкостей увеличилось на рекордные 2,2 миллиона баррелей в день (МБ/сут), на Соединенные Штаты будет приходиться 70% прироста мировых производственных мощностей до 2024 года, добавив в общей сложности 4 МБ/сут.

Важные вклады также поступят от других стран, не входящих в ОПЕК, включая Бразилию, Канаду, возрождающуюся Норвегию и вновь прибывшую Гайану, которые в совокупности добавят еще 2,6 МБ/с в течение следующих пяти лет. В общей сложности, производство вне ОПЕК будет увеличено на 6,1 МБ/с до 2024 года.

Среди стран ОПЕК только Ирак и Объединенные Арабские Эмираты имеют значительные планы по наращиванию потенциала. Эти выгоды должны компенсировать значительные потери от Ирана и Венесуэлы, которые подвергаются санкциям и политическим или экономическим потрясениям. В результате к 2024 году эффективная производственная мощность ОПЕК упадет на 0,4 Мбит/с.

США превращается в крупного игрока

В результате сильного роста добычи нефти Соединенные Штаты станут чистым экспортером нефти в 2021 году, так как их экспорт сырой нефти и продуктов превышает их импорт. К концу прогноза валовой экспорт США достигнет 9 МБ/сут, обогнав Россию и догнав Саудовскую Аравию. Превращение Соединенных Штатов в крупного экспортера является еще одним следствием их сланцевой революции.

Увеличение экспорта США на мировые рынки укрепляет нефтяную безопасность во всем мире. Покупатели сырой нефти, особенно в Азии, где спрос растет быстрее всего, имеют более широкий выбор поставщиков. Это дает им большую операционную и торговую гибкость, уменьшая их зависимость от традиционных, долгосрочных контрактов на поставку.

Глобальная торговля — это не просто история для Соединенных Штатов. Второй по величине прирост экспорта нефти приходится на Бразилию, которая отгружает дополнительные 0,8 МБ/с нефти к 2024 году. Вслед за Бразилией Норвегия переживает возрождение и в ближайшие пять лет обгонит Казахстан и Кувейт, что является замечательным достижением.

Инвестиции в добычу полезных ископаемых снова увеличиваются

Прогноз роста предложения зависит от инвестиций. Международное энергетическое агентство (МЭА) уже много лет утверждает, что в условиях роста спроса на нефть в обозримом будущем для обеспечения адекватных резервных производственных мощностей необходимы постоянные инвестиции. Анализ в прошлом году изучил темпы сокращения нефтяных месторождений и обнаружил, что для поддержания стабильного уровня добычи в Северном море необходимо компенсировать каждый год.

Это остается верным и сегодня. Поэтому обнадеживает, что в 2019 году инвестиции в добычу нефти будут расти третий год подряд, согласно предварительным планам, объявленным ключевыми нефтегазовыми компаниями. Впервые после спада 2015 года инвестиции в традиционные активы могут увеличиться быстрее, чем в сланцевую промышленность. Хотя рост производства в США превзошел ожидания, мы не можем успокаиваться на уровне инвестиций к концу нашего прогнозного периода и далее.

Замедление роста спроса на нефть в ближайшие пять лет

В принципе, спрос на нефть зависит от силы мировой экономики. Недавно Международный валютный фонд (МВФ) понизил свой краткосрочный прогноз, отражая более слабые экономические настроения во многих странах. Продолжающиеся торговые споры между крупными державами и беспорядочный Брексит могут привести к снижению темпов роста международной торговли и спроса на нефть. Но пока экономические настроения не обнадеживают, мы ожидаем, что спрос на нефть будет расти в прогнозе, хотя и более размеренными темпами.

Ключевым фактором, лежащим в основе роста спроса, является то, что ведущие развивающиеся экономики будут продолжать расширяться. На долю Китая и Индии придется 44% роста мирового спроса на 7,1 МБ/с, ожидаемого к 2024 году. Несмотря на недавнее замедление темпов экономического роста, ВВП Китая за последнее десятилетие более чем удвоился в реальном выражении и продолжает расти быстрыми темпами. Уровень доходов населения резко вырос, а структура спроса на нефть смещается от тяжелой промышленности в сторону потребительских нужд. Что касается Индии, то хотя ее ВВП на душу населения по-прежнему составляет лишь пятую часть ВВП Китая, он растет все сильнее: к 2024 году рост спроса на нефть в Индии будет соответствовать росту Китая.

Нефтехимия и авиатопливо являются опорой роста спроса

Во всем мире больший потребительский спрос означает больше пластика, что, в свою очередь, означает больше нефтепродуктов. Несмотря на усилия по ограничению использования пластмасс и стимулированию переработки, спрос на пластмассы и нефтехимические продукты сильно растет. Во главе с Соединенными Штатами и Китаем определено более 50 крупных проектов, которые должны выйти на рынок до 2024 года. Ожидается, что в течение прогнозируемого периода потребление нефти увеличится на 2,2 МБ/с, что составит 30% мирового роста.

Это поддерживает расширение в начале прогноза со скоростью, близкой к сегодняшнему уровню. В то время как отсутствие полной видимости новых проектов приводит к тому, что оценка падает к концу прогнозного периода, весьма вероятно, что будет объявлено больше проектов и что спрос может быть выше, чем в настоящее время ожидается.

Другим крупным сектором роста является авиация. В последние годы индустрия авиаперевозок стала свидетелем впечатляющего расширения благодаря росту числа пассажиров. Спрос будет по-прежнему сильно расти, чему будет способствовать рост доходов в развивающихся странах, строительство новых аэропортов и увеличение парка воздушных судов. На долю Азии приходится 75% этого прироста за прогнозный период. В абсолютном выражении, в то время как в Китае наблюдается самый большой скачок спроса, Индия демонстрирует самые высокие темпы роста — впечатляющие 8,2% в год.

В то же время повышение эффективности и быстрорастущие рынки, достигающие зрелости, будут препятствовать росту мирового рынка авиатоплива, согласно прогнозу. Что касается бензина, то продолжающееся повышение эффективности приведет к замедлению темпов роста мировой экономики до менее чем 1% в год. Однако в развивающихся странах этот показатель в два раза выше, поскольку рост доходов приводит к увеличению числа автомобилей на дорогах.

Правила ИМО

Изменение морских правил ИМО 2020 года является одним из самых драматических, когда-либо замеченных в спецификациях продукта, хотя судоходная и нефтеперерабатывающая отрасли уже несколько лет уведомляют об этом. Отраслевые игроки находятся в сильном положении для корректировки в среднесрочной перспективе, причем наибольшие дополнительные объемы поступают из Соединенных Штатов, Ближнего Востока и Китая. Тем не менее, рынок изначально будет жестким, и будет некоторое несоблюдение. Заказы на установку скрубберов на судах увеличились, и анализ планов нефтеперерабатывающих предприятий показывает, что по мере резкого падения спроса на высокосернистое топливо будет достаточно морского газойля и, со временем, нового сверхнизкого сернистого мазута, чтобы заполнить этот пробел.

Цены на газойль могут сначала вырасти по мере роста спроса со стороны морского сектора, но медленный рост спроса со стороны внутренних источников ограничит давление. Между тем, нежелательное высокосернистое топливо может найти пристанище в энергетическом секторе, а Ближний Восток-вероятный рынок сбыта.

Переработчики сталкиваются с двойными проблемами

Нефтеперерабатывающая промышленность столкнется с волной новых мощностей в период до 2024 года, с чистым ростом около 9 МБ/с. Китай обогнал Соединенные Штаты, чтобы стать мировым лидером по установленной мощности. Учитывая, что эти новые поступления значительно превышают рост спроса на нефтепродукты, закрытие заводов может оказаться необходимым для восстановления равновесия на рынке, хотя остаются вопросы относительно того, где и когда это произойдет.

В то время как в среднем по миру баррель сырой нефти остается преимущественно кислым сортом средней тяжести, доступность более тяжелой нефти из нескольких стран вызывает сомнения из-за сокращения добычи и геополитических проблем. В то же время, средний мировой баррель продукта становится легче, поскольку спрос на мазут падает, а нефтехимия становится все более важной. В результате Соединенные Штаты окажутся в выгодном положении в качестве поставщика легких видов сырой нефти, пользующихся растущим спросом. Сланцевая нефть также поможет удовлетворить новые требования ИМО и обеспечить необходимое количество нафты для нефтехимической промышленности.

Горячее