ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Александр Фаустов: «Электроэнергетика не терпит непрофессионализма»

В начале июля на пост главного инженера компании «Россети» назначен Александр Фаустов. Он продолжит комплексную работу по повышению надежности и безопасности электросетевых объектов «Россетей», дальнейшему внедрению стандартов Единой технической политики, снижению уровня аварийности и травматизма на предприятиях компании.

Александр Владимирович, когда Вы пришли работать в «Россети», какие задачи потребовали Вашего особого внимания?

В первую очередь, нужно было расставить приоритеты. Сегодня это три задачи. Во-первых, подготовка оборудования к ОЗП 2014-2015 года. Во-вторых, это высокая фактическая аварийность. На мой взгляд, надо пересмотреть подходы к расследованию технологических нарушений, повысить эффективность и качество работы комиссий при расследовании: 30-40% фактов ТН проходят по статистике как «не выявленные причины» или «не классифицированные причины». То есть почти половина случаев ТН не анализируются, подвисают в воздухе. Пристальное внимание будет уделяться повторяющимся аварийным отключениям (это 15% от количества всех ТН в ДЗО). Третий приоритет, это травматизм, производственный и сторонний. Я хочу напомнить, что электроэнергетика не терпит и не прощает непрофессионального отношения к работе. В нашей отрасли должны работать только высококвалифицированные специалисты. И в наших силах сделать все, чтобы сама возможность производственного травматизма в будущем была исключена.

Это возможно?

Это вполне возможно, хотя я не идеализирую ситуацию. Травматизм на все 100% мы исключить не можем, в том числе в силу человеческого фактора. Но минимизировать производственный травматизм однозначно можно. Для этого есть и квалифицированный персонал, и система охраны труда. Этими функциями в компании занимается целая армия. Если на каждом уровне управления будет должный контроль за производственной безопасностью, профессиональным обучением и, прежде всего, за профилактикой травматизма, то, уверен, что производственный травматизм может быть устранен. Это мое глубокое убеждение.

На Ваш взгляд, что более действенно: профилактика, обучение или контроль на производстве?

Я бы хотел усилить акцент на профилактике. Анализируя нынешнюю ситуацию, я для себя делаю следующий вывод: на всех уровнях процесса (от работников до руководителей) внимания профилактике уделяется недостаточно. Повторяется одна и та же история: выявляется и фиксируется факт производственного травматизма, кто-то получает выговор и дальше все идет как обычно, до следующего случая. Между тем в мировой практике любой руководитель в энергетике отводит профилактическим мероприятиям, личной работе с подчиненными до 50% своего рабочего времени.

В «Россетях» есть готовность так интенсивно заниматься профилактикой?

К сожалению, пока до таких показателей мы еще не дошли. У нас в этом плане есть большой запас для роста. Коллегам в ДЗО хочется посоветовать начинать с себя. Надо методично, ежедневно работать со своими подчиненными, со всем своим персоналом.

Вы упомянули также сторонний травматизм.

С ним все намного сложение, потому что факторов влияния больше. Например, в последнее время на электросетевых объектах появились новые участники происшествий: дельтапланеристы, яхтсмены, парашютисты. Лидерами антирейтинга в летний период по-прежнему остаются рыбаки. Наконец, есть и разного рода маргиналы, которые проникают на наши объекты в поисках драгметаллов и гибнут.

Очевидно, в последнем случае существенную помощь могут оказать сотрудники органов внутренних дел. А как, на Ваш взгляд, можно предупредить остальных?

Со стороны «Россетей» здесь я вижу выход в следующем: надо объединять усилия всех производственных, технических служб, а также подразделений по связям с общественностью . Не стоит подходить к каждому случаю с шаблоном: нужно диверсифицировать средства пропаганды безопасности на энергообъектах. Либо мы остановим сторонний травматизм, либо он нас захлестнет.

Как кажется, работу по профилактике стороннего травматизма «Россети» не должны вести в одиночку.

Естественно. В частности, нужно более тесно работать, к примеру, с Росавиацией, с МЧС, с государственной инспекцией по маломерным судам, с региональными общественными организациями рыболовов и охотников. Должна быть массированная пропагандистская работа, в том числе широкая социальная реклама, взаимодействие с властями, с различными госструктурами и общественными организациями. По-другому тут ничего не решишь. Да, на это придется тратить ресурсы в масштабах всего нашего контура. Это немалые средства. Но другого варианта я, честно говоря, не вижу.

Планируется ли унифицировать, стандартизировать парк автотехники «Россетей»?

Сегодня в контуре компании задействовано 44 тысячи единиц техники. Диверсифицировать будем однозначно. При этом задачи полнейшей унификации парка у нас нет. Всегда существовали разные подходы к его формированию, эксплуатации и техническому обслуживанию. В конце концов, есть, например, климатические условия, которые накладывают определенный отпечаток. Если говорить только о спецтехнике, которая повсеместно применяется при выполнении плановых работ, ремонтных или аварийно-восстановительных, то унификация должна быть. На ближайшее же время более насущным делом является обучение и совершенствование мастерства водительского состава: нужно, чтобы десятки тысяч наших сотрудников, работающих в парке автотехники, были подготовлены соответствующим образом.

Кроме обучения кадров, глобальной проблемой является их обновление. Как привлечь молодежь в энергетику?

Проблема обновления квалифицированных кадров не вчера возникла. Уже сейчас понятно, что без притока молодых сил довольно скоро мы можем получить ситуацию, когда в энергетике просто некому будет работать. В «Россетях» недавно была принята кадровая политика, которая, уверен, поможет нам уйти от такого негативного сценария. В настоящее время совместно с коллегами из ДЗО мы обсуждаем подходы, формируем наше понимание того, в каком количестве и какого уровня специалисты нам будут нужны в перспективе. Например, у нас не хватает профессионалов релейной защиты автоматики на местах. Это штучные специалисты высочайшей квалификации. Их учеба, стажировка требует значительных временных затрат.

Что, на Ваш взгляд, можно сделать для изменения ситуации?

Кадровый голод, востребованность специалистов высокого уровня есть везде. В свое время, около 20 лет назад, в нашей стране была эффективная, на мой взгляд, система обучения, подготовки, переподготовки, повышения профессиональных качеств работников. И мое глубокое убеждение, что надо учесть этот опыт, надо возобновить эту практику, системно работать с вузами, с колледжами, материально и нематериально мотивировать молодых специалистов.

Горячее