Будет ли Китай увеличивать добычу угля для стимулирования экономики?

Может ли Китай нарастить добычу угля — порядка сотен ГВт к 2030 году — в рамках своих усилий по стимулированию экономики и восстановлению после спада, вызванного коронавирусом? Идея заключается в том, что строительство угольной электростанции быстрее приводит к экономическому росту, чем эквивалентные затраты на возобновляемые источники энергии. В предыдущем десятилетии строительство угольных заводов было эффективной частью плана экономического роста Китая, который обеспечил его место в качестве второй по величине экономики в мире. Доказано, что производство энергии создает богатство. Но избыточные мощности угля также привели к типичным показателям использования ниже 50%, большинство угольных компаний теряют деньги, а некоторые обанкротились. Разрешения были впоследствии отменены, чтобы смягчить удар. Конкуренция с дешевыми возобновляемыми источниками энергии, межрегиональная передача электроэнергии, а также загрязнение окружающей среды и климатические цели — все это могут сделать уголь в 2020-х годах гораздо более азартной игрой, чем в прошлом.

14-й пятилетний план Китая (FYP) , устанавливающий его национальные цели на 2021-2025 годы, возможно, станет одним из самых важных документов в мире для глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Общий план экономического и социального развития в крупнейшем в мире эмитенте должен быть окончательно доработан и утвержден в начале 2021 года, а затем последуют более детальные секторальные целевые показатели на следующий год. План развития энергетического сектора можно ожидать примерно зимой 2021-22 годов.

Еще 100 угольных заводов?

В преддверии публикации FYP влиятельные заинтересованные стороны, такие как оператор сети State Grid и отраслевой орган китайский Совет по электричеству, лоббируют цели, которые позволят построить сотни новых угольных электростанций. А недавнее обновление «светофорной системы» для строительства новых угольных электростанций ознаменовало дальнейшее ослабление разрешений.

… несмотря на существующие избыточные мощности

И все это несмотря на значительные избыточные мощности в секторе, где более половины угольных энергетических компаний уже являются убыточными, а типовые электростанции работают менее чем на 50% своей мощности.

…и пиковый целевой показатель CO2 в 2030 году

Стремление к увеличению использования угля также противоречит климатическим целям Китая, в том числе задаче пиковых выбросов CO2 не позднее 2030 года.  Для достижения этой цели низкоуглеродные источники должны будут покрывать любое увеличение спроса на энергию, что означает меньшую потребность в дополнительном производстве электроэнергии из угля.

Коронавирусный стимул может благоприятствовать углю и росту рабочих мест

Однако по мере того, как страна борется с пандемией коронавируса, контроль над избыточными мощностями может оказаться уязвимым для политического приоритета поддержки экономического роста. В результате, ограничения на очередной бум угольной энергетики, скорее всего, будут финансово-экономическими, а не нормативными.

Роль угля в прошлом экономическом развитии

Китайское «экономическое чудо» превратило страну во вторую по величине экономику мира и вытащило почти миллиард человек из нищеты. Но этот прогресс был построен на буме в области энергетики из угля, что означает, что Китай также стал крупнейшим в мире загрязнителем углерода на сегодняшний день.

Выбросы CO2 в Китае снова увеличились примерно на 2% в 2019 году, основываясь на недавно опубликованных официальных экономических данных, и 65% годового роста потребления энергии произошло за счет ископаемого топлива.

Уголь является самым углеродоемким ископаемым топливом и по-прежнему составляет 57,7% энергопотребления Китая в 2019 году. Угольные электростанции, которые сжигают примерно 54% всего угля, используемого в стране, обеспечивают 52% генерирующих мощностей и 66% производства электроэнергии – по сравнению с  81% в 2007 году.

Мощность угольных электростанций выросла примерно на 40 гигаватт (ГВт) в 2019 году, увеличившись на 4% и увеличившись за последние два года. В результате средний коэффициент использования угольного парка снизился еще больше, в среднем до уровня ниже 50%.

На этом фоне уже ведутся горячие дебаты по поводу 14-й FYP Китая, который установит национальные цели и приоритеты на следующие пять лет. Энергетические цели, которые будут установлены в плане, означают, что он станет важнейшим документом для глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Предыдущие Пятилетние Планы

Согласно действующему 13-му FYP, мощность угольных электростанций ограничена на уровне 1100 ГВт. Отдельные целевые показатели направлены на увеличение доли энергетического комплекса Китая, который поступает из неископаемых источников, до 15% к 2020 году. Более детальные планы развития устанавливают ориентировочные целевые показатели для таких секторов, как возобновляемые источники энергии. (Солнечная энергия значительно превысила относительно низкий индикативный целевой показатель, установленный пять лет назад.)

Цели аналогичного характера, вероятно, будут установлены в рамках общего 14-й FYP, который должен быть согласован в начале следующего года. Более подробная информация будет затем изложена в секторальных планах на следующий год. План развития энергетического сектора, который мог бы включать целевые показатели для роста большинства вариантов генерации, но особенно возобновляемых источников энергии, можно было бы ожидать в течение зимы 2021-22 годов, основываясь на предыдущих циклах.

В рамках правительственной системы уже начато консультирование заинтересованных сторон, определение сферы охвата и подготовка проекта плана развития электроэнергетики с привлечением различных научных организаций и аналитических центров, которым поручено проводить исследования в поддержку этого процесса.

Корни избыточной мощности

Избыточные мощности угольных электростанций Китая относятся к 12-му FYP. Это было сформулировано в начале 2010-х годов в рамках крупнейшей в истории программы экономического стимулирования, запущенной в ответ на мировой финансовый кризис. Она нацелена на огромное расширение добычи угля и производства электроэнергии на угольных электростанциях.

Затем, с 2014 года, полномочия по утверждению новых угольных электростанций были переданы от центрального правительства на провинциальный уровень, чтобы сократить бюрократические проволочки.

Многие местные органы власти ухватились за возможность поддержать ВВП и создать спрос на местный уголь с помощью новых энергетических проектов, что привело к тому, что около 210 проектов с общей мощностью 169 ГВт были наштампованы менее чем за год.

… что приводит к свертыванию согласований, приостановке выдачи разрешений

Этот всплеск новых проектов произошел, когда спрос на угольную электроэнергию снизился с 2013-2015 годов, по-видимому, застав центральное правительство врасплох. Затем он перешел к свертыванию утверждений и приостановке уже разрешенных проектов.

Экономическая система Китая основана на обильном и дешевом капитале, предоставляемом государственному сектору с небольшим беспокойством об экономической жизнеспособности, поскольку сделанные инвестиции в целом согласуются с пятилетними планами.

Эта система может мобилизовать огромные объемы ресурсов, но склонна к переинвестированию, поскольку компании и местные органы власти используют расширение потенциала для увеличения ВВП и увеличения доли рынка. Механизм планирования ограничивает избыточные мощности с помощью политики контроля — с различными уровнями успеха.

Как работает стимулирование в Китае

Многие эксперты и отраслевые органы выступают за переход от нисходящих целей и механизмов контроля к инвестициям, стимулируемым рыночными силами. Однако расходы, необходимые для подпитки новой программы стимулирования, могут быть мобилизованы только в том случае, если инвестиции направляются по воле государства, а не рынка – как правило, Китай финансирует стимулирование не за счет бюджетных расходов, а за счет направления государственных предприятий и коммерческих банков тратить больше. В этих условиях отсутствие контроля за добавлением мощностей сопряжено с высоким риском переинвестирования средств.

Политика «Светофор»

Например, усилия по контролю за избыточными мощностями могут оказаться уязвимыми перед политическим приоритетом увеличения инвестиционных расходов для достижения экономических целей. Свидетельством этого стало ослабление “светофоров” для новых разрешений угольных электростанций, опубликованных национальной энергетической администрацией в феврале.

Политика светофоров была впервые введена в январе 2017 года, чтобы запретить провинциям с избыточными мощностями разрешать новые проекты. Год назад, однако, 21 из 31 провинциальных сетей Китая, включенных в политику, получили “зеленый свет”. В прошлом месяце этот показатель увеличился до 25.

Это существенное изменение, так как четыре дополнительных энергозатратных региона имеют общую мощность 34 ГВт в угольном трубопроводе.

Согласно данным Global Energy Monitor, ослабление «светофора» уже очевидно в новой проектной деятельности в 2019 году, когда началось или возобновилось строительство еще 18 ГВт мощности, в то время как 37 ГВт ранее неактивных проектов были возрождены.

Кроме того, в последние недели были объявлены крупные инфраструктурные программы и другие стимулы для компенсации экономических последствий коронавируса, но до сих пор не было упомянуто об инициативах по приоритезации чистой энергии или других зеленых инвестиций.

Энергетическая безопасность

Акцент на стимулировании экономики с помощью крупных инвестиций – и недавнее смещение акцента в сторону энергетической безопасности — как представляется, отбрасывает озабоченность по поводу избыточных мощностей и финансовой жизнеспособности.

Некоторые интерпретировали выступление китайского премьера Ли Кэцяна на мероприятии в октябре 2019 года как сигнал поддержки расширения угольной энергетики. На конференции была сформулирована «новая стратегия энергетической безопасности», в которой ключевая роль угля была подчеркнута более решительно, чем возобновляемой энергии.

Это было широко истолковано как отступление к углю перед лицом проблем энергетической безопасности после торговой войны с США. Однако опасения энергетической безопасности Китая в основном связаны с нефтью — и, в меньшей степени, газом.

Напротив, выбор между возобновляемыми источниками энергии и углем в энергетическом секторе во многом определяется конкуренцией между внутренними ресурсами. У Китая может быть много причин для снижения своих амбиций в отношении возобновляемых источников энергии, но среди них не будет озабоченности по поводу зависимости от иностранной энергии.

Цели

Независимо от того, есть ли политическая поддержка этой идеи на высоком уровне или нет, важные отраслевые игроки делают толчок к значительному увеличению ограничений на мощность угольных электростанций.

Промышленная группа для гигантов энергетического сектора Китая, China Electricity Council, утверждала, что мощность угольной энергетики “достигнет” 1300 ГВт к 2030 году, по сравнению с 1050 ГВт сегодня. Этот целевой показатель основан на её прогнозах для годового спроса на электроэнергию и потребности в мощности для удовлетворения пиковых нагрузок.

Ограничение в 1300 ГВт в 2030 году будет означать добавление более чем 300 ГВт новых угольных мощностей в этом десятилетии, после учета выхода на пенсию старых заводов.

China Electric Power Planning and Engineering Institute (EPPEI), авторитетный консалтинговый центр, разработавший большинство угольных энергоблоков и сетевой инфраструктуры Китая, предупредил в июне 2019 года, что 16 провинций страны должны увеличить новые мощности и начать работу над новой партией тепловых электростанций, чтобы избежать возможности дефицита в ближайшие два-три года.

В мозговом центре, связанном с гигантской энергосистемой Китая,  Государственной сетевой корпорацией Китая  (SGCC),  подчеркивается  необходимость сохранения мощностей угольной электростанции во время вмешательства в июле 2019 года:

«[Китай] не должен закрывать угольные электростанции в больших масштабах слишком рано или слишком быстро, и примерно к 2030 году мы должны поддерживать около 1200 ГВт угольной энергии для обеспечения надежности энергосистемы, а ключевые генерирующие регионы должны сохранить некоторые резервные мощности».

Однако мозговой центр четко не определил, что означает “слишком рано” или “слишком быстро” на практике.

Тепло в зданиях и промышленность

Одним из факторов, определяющих достижение целевых показателей в отношении более высоких мощностей, является ожидаемая электрификация потребностей зданий в тепловой и промышленной энергии, которые в настоящее время зачастую удовлетворяются за счет весьма загрязняющих мелкомасштабных сжиганий угля. Этот момент был особо отмечен главным директором национальной энергетической администрации (NEA).

Замена прямого использования угля газом и электричеством была важной тенденцией в последние годы, отчасти благодаря усилиям по борьбе с местным загрязнением воздуха. Проблемы энергетической безопасности, вероятно, будут означать дальнейший акцент на электроэнергию, а не газ в качестве замены.

Лоббирование электрификации может привести к сокращению выбросов

Однако существуют некоторые разногласия по поводу того, действительно ли необходимы более высокие угольные мощности. Например, вице-генеральный секретарь Ассоциации гидроэнергетики Китая Чжан Ботин заявил, что эта логика не может быть оправдана с учетом избыточных мощностей и недостаточного использования существующих угольных электростанций.

Если посмотреть на другие страны, которым удалось достичь пика и сократить свои выбросы, то производство электроэнергии является тем сектором, в котором наиболее широко и легко доступны решения, не связанные с выбросами. Таким образом, это тот сектор, который, как ожидается, приведет к сокращению выбросов.

Энергетические сценарии, которые направлены на приведение энергетического выбора Китая в соответствие с целями Парижского соглашения, повсеместно предусматривают значительное сокращение производства и мощности угольной энергетики. Ниже приводится несколько таких сценариев, а также траектория развития угольных мощностей, предложенная ЦИК.

Относительно молодой угольный парк Китая, средний возраст которого составляет 14 лет, уже сталкивается с очень коротким сроком эксплуатации, если будут соблюдены климатические условия. Добавление еще более новых мощностей еще больше сократит эти сроки службы, что сделает сокращение выбросов менее приемлемым.

Политика против экономики

В то время как механизм планирования, по-видимому, склоняется к очередной волне расширения угольной энергетики, сама отрасль кажется более осторожной, учитывая нынешнюю экономическую и институциональную ситуацию.

Кроме того, выбросы CO2 зависят от потребления угля, а не от количества генерирующих мощностей. Это означает, что даже если произойдет всплеск строительства новых угольных электростанций, нет никакой гарантии того, что выбросы CO2 угольной энергетики Китая возрастут.

В настоящее время угольная мощность Китая составляет около 1050 ГВт, поэтому целевые показатели, которые выдвигаются некоторыми, предполагают чистое увеличение на 150-250 ГВт. Ожидается, что по меньшей мере 100 ГВт мощностей, построенных до 2000 года, будут выведены из эксплуатации к 2030 году, в результате чего объем предлагаемых новых мощностей составит 250-350 ГВт.

В настоящее время уже строится 100 ГВт новой угольной электростанции, а это означает, что еще 150-250 ГВт мощности должны будут получить разрешения и финансирование и начать строительство.

Опять банкротства угольных компаний?

Тем не менее, еще до экономического хаоса, вызванного усилиями по сдерживанию коронавируса, Пекин, как ожидается, заморозит регулируемые цены на электроэнергию на следующий год или два, чтобы помочь обрабатывающей промышленности и другим экономическим секторам, но подрывая прибыльность производства электроэнергии.

Между тем, ожидается, что годовые часы работы угольной энергетики со временем будут еще больше сокращаться из-за конкуренции со стороны возобновляемых источников энергии и серьезного избытка мощностей всей системы.

При средней продолжительности работы угольных электростанций около 4000 часов в год, что составляет менее половины от теоретического максимума в 8760 человек, рентабельность крупных энергетических компаний уже является крайне низкой. В прошлом году были отмечены первые банкротства в этом секторе, причем давление со стороны ветра и солнца является одним из ключевых факторов.

Реформы рынка электроэнергии, которые должны быть осуществлены в течение ближайших нескольких лет, делают рентабельность новых угольных электростанций еще более низкой и неопределенной, поскольку энергетическая система уходит от гарантированных часов работы и цен.

Потребность в потенциале для удовлетворения пикового спроса также будет существенно уменьшена, когда повысится межрегиональная передача и гибкость, а не каждая провинция будет наращивать потенциал, как если бы она была островом. Многие из предлагаемых целевых показателей и прогнозов в отношении потенциала, как представляется, игнорируют эти изменения.

Возобновляемые источники энергии, необходимые для достижения целей в области климата и энергетической безопасности

Китайские энергетические данные, опубликованные в конце февраля, ясно показали, что инвестиции в экологически чистую энергетику необходимо будет значительно ускорить для достижения целей Китая в области климата. Выбросы CO2 увеличились третий год подряд в 2019 году примерно на 2%, и только 35% роста спроса на энергию было покрыто низкоуглеродистыми источниками.

Эта доля должна будет достигать 100% или более для того, чтобы выбросы достигали пика и снижались, тем более что акцент на энергетическую безопасность ограничивает возможности для перехода от угля к газу и нефти.

Вместе взятые, факты указывают на множество причин, по которым некоторые из крупнейших государственных разработчиков угольной энергетики не решаются взять на себя обязательства по новому углю. Это в корне отличается от предположений директивных органов и лоббистских групп, упомянутых выше.

В недавнем интервью исследователь в официальном мозговом центре Китая, Институт энергетических исследований  (ERI), утверждал, что новое развитие угольной энергетики должно прекратиться и что угольная энергетика должна быть полностью прекращена к 2050 году. Это интервью появилось на китайском сайте социальных сетей WeChat всего за несколько часов до его исчезновения, разоблачая чувствительность вопроса.

Из действующих лиц, обеспокоенных избыточными мощностями угля, один из них превосходит других с точки зрения полезности: надзор за государственными активами,  SASAC.  Утечка информации о задолженности электроэнергетики, о которой сообщило агентство Reuters, предполагала радикальную реорганизацию отрасли для улучшения ее финансовых показателей.

Было предложено объединить хорошие и плохие активы различных фирм, а также закрыть электростанции общей мощностью в десятки гигаватт угля. Учитывая обзор финансовых потерь и проблем, уже затрагивающих сектор после чрезмерного расширения угольных мощностей, можно ожидать, что SASAC будет противостоять еще одному всплеску угольной энергетики, поддерживаемому теми же компаниями.

Новая волна угольной энергетики в Китае создаст явные риски для глобальных усилий по ограничению изменения климата и может значительно осложнить собственный энергетический переход страны. Тем не менее, даже если 14-й пятилетний план нацелен на очередной угольный бум, он может оказаться недостаточным из-за экономических и финансовых ограничений.

Есть параллель и в 12-й пятилетке. Это создало значительные избыточные мощности в секторе, но все еще далеко не соответствовало целевому показателю, установленному для роста угольной энергетики. Однако такой результат создаст значительную неопределенность как для отечественной электроэнергетики, так и для международного сообщества.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ