Хоть ископаемые виды топлива заменяются чистой энергией, они никуда не уходят. Даже уголь не находится в упадке, он просто достиг своего пика в глобальном масштабе: снижается в зрелых экономиках, все еще растет в развивающихся. Потребление нефти все еще растет – 1% в 2019 году – хотя и гораздо более медленными темпами, чем раньше. Как и в случае с углем, потребуется переориентация на более чистые сорта, особенно для автотранспорта. Их применение в нефтехимии (например, бытовая химия, текстильные изделия и потребительские товары) не показывает никаких признаков изменений. Хотя производители и инвесторы обеспокоены долгосрочными перспективами нефти, деньги все еще тратятся на небольшие и краткосрочные сланцы США или Северное море Европы, где рынки полностью развиты. В целом доказательства указывают на то, что сектор становится более специализированным, чтобы максимально использовать будущее нефти.
Уголь был главным топливом индустриализации на протяжении последних полутора столетий. По сей день он остается ключевым сырьем для производства электроэнергии (тепловой уголь) и в производстве стали (коксующийся уголь).
Тем не менее, спрос на уголь, как представляется, находится на пике, а объемы морской торговли углем составляют чуть более 1,2 млрд. тонн.
В то время как коксующийся уголь остается незаменимым для производства стали, термический уголь испытывает конкуренцию с более чистым топливом. В ноябре Carbon Brief опубликовала исследование, показывающее, что во всем мире выработка электроэнергии из угля упала на 3 процента, или на 300 тераватт-часов, в 2019 году. В то время как данные по отгрузкам все еще показывали небольшое увеличение торговли, кажется, что явный рост превысил.
Региональные различия в пиковом спросе на уголь: Америка и Европа
Мировое потребление угля может быть на пике, но есть большие региональные различия. В Соединенных Штатах тепловой уголь неуклонно вытесняется дешевым сланцевым газом и возобновляемыми источниками энергии. В результате потребление теплового угля снижается уже на протяжении полувека.
В Европе уголь также выглядит так, как будто он находится в терминальном упадке. Отгруженный импорт в бывшие угольные электростанции Великобритании и Германии рухнул за последние пять лет на фоне роста возобновляемых и природных газовых мощностей, в то время как потребление электроэнергии достигло пика в начале 2000-х годов как в Великобритании, так и в Германии, и с тех пор неуклонно снижается. Германия все еще сжигает изрядное количество бытового лигнита для выработки электроэнергии, но Британия сегодня практически не использует уголь для производства электроэнергии.
Азиатская польза угля все еще сильна
В Азии все по-другому. Объем отгруженного импорта теплового угля четырьмя основными потребителями — Китаем, Японией, Индией и Южной Кореей — остается высоким на рекордных уровнях свыше 400 млн. метрических тонн. В то время как потребление в традиционных импортных электростанциях Японии и Южной Кореи падает по тем же причинам, что и в Европе, потребление все еще растет в ключевых развивающихся экономиках, таких как Китай и Индия. Хотя обе стороны обязались бороться с загрязнением окружающей среды и изменением климата, они по-прежнему в значительной степени зависят от угольной энергетики. В обеих странах уголь также получает политическую поддержку в виде власти опасаются, что уход от угля приведет к росту безработицы из-за закрытия шахт.
Многие развивающиеся экономики в Азии — включая Индонезию, Вьетнам и Индию — также до сих пор предпочитают внутренний уголь импортируемому сжиженному природному газу (СПГ), поскольку правительства сопротивляются большим расходам на развитие дорогостоящей инфраструктуры СПГ, что только повысит счет страны за импорт.
Тем не менее, с сокращением потребления в Японии и Южной Корее, но растущим в Китае и Индии, спрос на тепловой уголь Азии ползет вверх. Учитывая спад в Северной Америке и Европе, вполне вероятно, что мир достиг пика спроса на тепловой уголь.
Чему может научиться нефть у пика угля?
Пиковый спрос на уголь не остался незамеченным. Кроме того, опасаясь пика спроса и потенциальной мели активов, производители нефти откладывают расходы на будущий выпуск. Тем временем, инвесторы сокращают подверженность нефтяным активам, чтобы соответствовать целям устойчивости и давлению акционеров.
Но пиковый спрос на нефть еще не наступил. Потребление в 2019 году выросло на 1 процент и впервые будет в среднем превышать 100 миллионов баррелей в сутки. В то время как рост замедляется, потребление, вероятно, будет увеличиваться в ближайшие годы.
«Пик» не означает » спад”
Взгляд на уголь дает представление о том, что может произойти в других секторах. Пиковый спрос не означает, что потребление упадет — спрос на уголь до сих пор был близок к рекордным значениям, а очаги роста все еще вокруг.
Обслуживание этих карманов останется прибыльным бизнесом для шахтеров, которые добывают востребованный уголь. Самые современные угольные электростанции — эвфемистически названные «сверхкритическими» и в основном строящиеся в Азии — используют другой уголь, чем стареющие угольщики. Это будет благоприятствовать различным экспортерам угля. Например, высококачественный тепловой уголь из Австралии лучше подходит для удовлетворения спроса со стороны новых электростанций, чем уголь из Индонезии, который, как правило, имеет более низкое качество.
Переориентация инвестиций
И хотя многие европейские и американские банки сейчас избегают угля, кредит остается доступным в качестве инвесторов , в том числе из Японии, где производится большинство “сверхкритических” турбин, все еще кредитующиеся на проекты, которые они воспринимают как относительно чистые.
Аналогичные тенденции могут проявиться и в нефтяной отрасли. Многие инвесторы предпочитают небольшие и краткосрочные нефтяные активы, такие как американские сланцы или проекты на полностью развитых рынках, таких как Северное море Европы, рискованной, дорогостоящей и длительной цикличности новой продукции, такой как глубоководные месторождения Бразилии.
Нефть сорта «слаще»
Как и уголь, нефтяная промышленность будет видеть изменение спроса на определенные сорта сырой нефти, даже если общий рост потребления остановится или достигнет пика. В судоходстве это уже происходит, так как ограничение серы с января 2020 года в морских топливах подтолкнуло спрос на нишевые сорта сырой нефти, которые являются средними и сладкими по качеству. Ужесточение экологического регулирования вскоре ударит по потреблению бензина и дизельного топлива в автомобилях, хотя и на высоких уровнях.
Однако спрос на нефть из других секторов, таких как нефтехимия (например, бытовая химия, текстильные изделия и потребительские товары), все еще будет расти в течение многих лет. Это вызовет другое изменение в спросе далеко от тяжелых/кислых рангов обыкновенно используемых для транспорта к более светлым/более сладким типам используемым больше химической промышленностью. Для специализированных производителей и инвесторов такая перспектива открывает новые возможности даже на фоне пика общего потребления.