Растущие цены на сырьевые товары заставляют банковских аналитиков и стратегов задаваться вопросом, не создаст ли возрождающийся спрос на сырье и недостаточное предложение новый сырьевой суперцикл. Ценовые колебания, конечно, так же стары, как и сам бизнес. Однако товарный суперцикл отличается.
В обычном деловом цикле спрос толкает цены вверх, а предложение увеличивается, чтобы попытаться захватить эту неожиданную прибыль, и цены снова падают. В суперцикле предложение настолько неадекватно росту спроса, что цены растут годами, даже десятилетиями.
Прежде чем мы рассмотрим текущий возможный суперцикл, мы должны кратко взглянуть на последние два. В 1970-е годы подскочившие цены на нефть создали бум, который продолжался до начала 1980-х годов. В начале 2000-х годов спрос Китая на медь, сталь, алюминий, уголь и медь поддерживал высокие цены до 2014 года, с резким скачком благодаря рекордно высоким ценам на нефть в 2008 году.
На этом длинном временном отрезке мы можем просто увидеть появление сегодняшнего возможного суперцикла.
Два компонента этого потенциального суперцикла – нефть, газ и металлы – имеют отношение к перспективам декарбонизации. Они также все больше связаны друг с другом.
Во-первых, нефть и газ. Одним из показателей в пользу потенциального суперцикла является очень низкие инвестиции в разведку нефти и газа. Поскольку в 2014 году цены упали с уровня более 100 долларов за баррель, снизились и капитальные затраты. В реальном долларовом выражении капитальные затраты на нефть и газ находятся примерно на том же уровне, что и 15 лет назад, когда спрос на нефть был на 10% ниже, чем в конце 2020 года, и более чем на 15% ниже, чем до пандемии.
Этому могли противостоять две вещи. Во-первых, если цены на нефть и газ будут постоянно расти, а доходность капитала возрастет, инвесторы могут потребовать больше инвестиций. Во-вторых, резервные производственные мощности организации стран-экспортеров нефти подскочили во время пандемии до более чем 10 миллионов баррелей в день и остаются намного выше, чем когда-либо в этом столетии. Эти свободные мощности могут стать выпускным клапаном для высоких цен, как и возрождение сланцевой добычи в США, если цены будут достаточно высокими, чтобы поддержать новые инвестиции (и если рынки капитала будут готовы финансировать их).
Поскольку Международное энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть не восстановится до докризисных уровней до 2023 года, резервные мощности ОПЕК могут быть очень актуальными, особенно если спрос на нефть уже достиг пика, как заявила BP Plc в прошлом году. Это не значит, что цены не будут продолжать расти, скорее, у сектора есть механизмы для удовлетворения спроса.
Теперь к металлам, пусть и окольным путем.
Всегда было верно, что рост цен на нефть подталкивает потребителей к поиску альтернатив. В 1970-х годах нефть все еще широко использовалась в качестве топлива для производства электроэнергии, а угольные генерирующие мощности были добавлены, чтобы заменить ее, когда цены на нефть взлетели. Однако в области транспорта альтернативные виды топлива и электрические силовые установки были несбыточной мечтой.
На этот раз существуют альтернативы нефти в наземном транспорте, которые являются технически эффективными, все более конкурентоспособными в экономическом отношении и глобально доступными. Последний раз нефть стоила $100 за баррель, в 2014 году было продано всего 300 000 электромобилей. В прошлом году эта цифра составляла 3,1 миллиона; в этом году, вероятно, будет ближе к четырем с половиной миллионам. Расширяющийся парк электромобилей снижает спрос на нефть; добавьте к этому мировые двух- и трехколесные легкие электромобили и автобусы, и мы уже смотрим на миллион баррелей в день избегаемого спроса на нефть по состоянию на 2019 год.
Мировые производители металлов выиграют от роста электрификации, и не только в транспортном секторе. По оценкам BloombergNEF, мировой спрос на медь как в секторе чистой энергетики, так и в секторе чистого транспорта удвоится в ближайшие десятилетия и составит почти 5 миллионов тонн в год. Ожидается, что спрос на медь в этом году составит около 24 миллионов тонн, так что этот скачок будет существенным увеличением.
Как известно экономистам, умные люди говорят: «на этот раз все по-другому» на протяжении восьми столетий, и это доказывает, что они часто и полностью ошибаются. Сегодня, когда мы смотрим на начало возможного товарного суперцикла, мы действительно должны задаться вопросом, отличается ли это время.
На этот раз сокращение спроса на один товар (нефть) повысит спрос на другой (металлы) таким образом, что он действительно может сохраняться годами или десятилетиями. Компании, удовлетворяющие этот спрос, будут находиться под все более пристальным вниманием инвесторов и общественности, глубоко заинтересованных в экологической устойчивости и углеродоемкости их добычи и переработки. Если мы войдем в суперцикл металлов, он будет более чистым, с потенциалом декарбонизации части экономики и сокращения выбросов в процессе.