«Роснефть» начала работу над мега-арктическим нефтяным проектом

Россия — страна в превосходной степени. Ее энергетический сектор является одним из самых важных в мире, где страна делит позицию номер один наравне с США и Саудовской Аравией. История российской нефти и газа уходит корнями в первые дни промышленности в 19-м веке. Это означает, что для поддержания добычи требуются неустанные разведочные работы и добыча. Генеральный план «Роснефти» — это проект «Восток», который станет основой российской нефтяной промышленности. Генеральный директор Игорь Сечин объявил о реализации в ноябре 2020 года во время рабочей встречи с президентом Путиным.

В первые дни, когда Российской империей правили цари, большая часть нефти добывалась на берегу Каспийского моря в районе города Баку на территории современного Азербайджана. Нефтяная промышленность, являющаяся неотъемлемой частью империи, заложила основы массовой индустриализации страны. Спустя десятилетия следующим шагом отрасли станет освоение Волго-Уральского бассейна в Западной Сибири. Медленное, но неуклонное истощение ресурсов в регионе требует дальновидного планирования. 

Переезд на север также означает большие трудности и более высокие затраты из-за арктических условий и удаленности от основных промышленных и населенных районов. Однако огромные неразвитые ресурсы региона — большие перспективы для страны, которая по-прежнему сильно зависит от доходов от продажи ископаемого топлива. На долю России в арктическом регионе приходится примерно 7,3 миллиарда тонн нефти и 55 триллионов кубометров природного газа. В настоящее время продажа ископаемого топлива составляет треть от общего объема экспорта и составляет почти половину государственного бюджета.

Проект «Восток» — это масштабное предприятие, которое простирается на побережье Российской Арктики и охватывает несколько производственных районов, таких как Ванкорский и Паяхинский кластеры. «Роснефть» ожидает, что операция обойдется в 170 миллиардов долларов в течение десятилетия, в результате чего будет задействовано 400 000 рабочих, будет создано 15 новых промышленных городов и построено 800 км новых трубопроводов. Кроме того, необходимо будет построить гавани, в том числе суда, построенные по индивидуальному заказу, которые могут обеспечить доступ даже в суровые зимние сезоны, когда море покрыто льдом. Новая верфь «Звезда» на Дальнем Востоке России построит не менее 12 супер-нефтяных танкеров ледового класса. Первый корабль в своем роде уже был поставлен в июне 2020 года.

Объявление о начале строительства было сделано в присутствии президента Путина благодаря решительной поддержке со стороны российского государства. Чтобы начать работу, нужен был мощный стимул. Компании попросили и получили огромное снижение налогов с явной целью развития Арктического региона. По данным KPMG, налоговые льготы могут составить 2,6 триллиона рублей в течение следующих 30 лет. Поэтому генеральный директор Сечин направил свои слова президенту Путину на телетрансляции: «С большим удовольствием сообщаю вам о начале практической реализации проекта».

Уже к 2024 году по проекту «Восток» должно быть добыто 30 миллионов тонн нефти, что составляет около 600 000 баррелей в сутки. Это необходимо увеличить до 50 миллионов тонн после первого этапа и до 100 миллионов тонн после второго, что в сумме составит один миллион и два миллиона баррелей в день соответственно.

Помимо очевидных наград для российской казны, масштабные строительные работы являются благом для значительной части отечественной экономики. Заказаны тысячи тонн стали, и будет трудоустроено 400 000 человек. Кроме того, необходимо построить новые энергоцентры общей мощностью 2 500 ГВт и 3 500 км линий электропередач.

Поэтому важность этого проекта нельзя недооценивать. В то время как большинство международных нефтяных компаний нацелены на развитие сектора возобновляемых источников энергии, Россия удваивает объемы ископаемого топлива. Хотя несомненно, что со временем спрос будет снижаться, нефть и газ останутся важной частью мировой экономики на десятилетия вперед. По этой причине Москва и российская отрасль ископаемого топлива видят достаточно причин, чтобы потратить миллиарды на поддержание высокого уровня производства в этом столетии.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ