Энергоэффективность стала следующей жертвой пандемии коронавируса, а блокировки и рецессия ограничивают рост эффективности сейчас и в будущем, поскольку предприятия меняют приоритеты инвестиций, чтобы обойти экономический кризис, вызванный пандемией. Это основной вывод из нового отчета Международного энергетического агентства «Энергоэффективность 2020». В нем орган перечисляет основные проблемы энергоэффективности в контексте пандемии и предупреждает, что их необходимо решать. В противном случае мы можем увидеть обратный рост энергоэффективности в самый неподходящий момент — поскольку правительства будут стремиться к достижению все более амбициозных целей, связанных с климатом.
Драйвер сокращения выбросов
Насколько актуальна энергоэффективность для целей Парижского соглашения? Что ж, больше, чем многие могут подумать. По данным МЭА, повышение энергоэффективности будет составлять до 40 процентов выбросов парниковых газов, связанных с энергетикой, в течение следующих двух десятилетий. Это становится еще более важным в свете того факта, что темпы повышения энергоэффективности с 2015 года замедляются.
Это не удивительно и не вызывает беспокойства. У каждой технологии есть конечный горизонт улучшения, и энергоэффективность не исключение. Чем ближе технология — или набор технологий, как в случае энергоэффективности — подходит к этому горизонту, тем больше замедляется прогресс просто потому, что остается меньше вещей, которые нужно улучшить.
Таким образом, в 2018 году прирост энергоэффективности составил всего 1,5 процента по сравнению с предыдущим годом, а в 2019 году он составил 1,6 процента по сравнению с 2018 годом. Однако в этом году из-за пандемии прирост эффективности составляет менее одного процента, хотя все равно будет некоторая прибыль. Однако этого, по мнению МЭА, было бы недостаточно для достижения целей Парижского соглашения.
Испытания
Инвестиции в энергоэффективность упали. Это так просто. Поскольку предприятия во всех отраслях сократили свои инвестиционные планы на этот год, а также многие на следующий год, это, естественно, повлияло на часть этих планов, касающуюся энергоэффективности. Пострадают все здания, оборудование и автомобили, говорится в отчете МЭА.
В частности, что касается коммерческой недвижимости, ведомство также отметило, что период окупаемости некоторых инвестиций в энергоэффективность будет увеличиваться, поскольку спрос на это пространство снижается в условиях пандемии, что делает такие инвестиции менее привлекательными в ближайшем будущем.
Что касается автомобилей, продажи падают из-за экономических последствий пандемии, а это означает, что люди будут продолжать водить старые — то есть менее энергоэффективные — автомобили, а не покупать новые, более энергоэффективные. С другой стороны, по прогнозам, продажи электромобилей вырастут до 3,2 процента в этом году с 2,5 процента в 2019 году, так что это тоже хорошие новости.
Повышение технической эффективности, такое как установка интеллектуальных счетчиков, также не удалось из-за ограничений передвижения, которые ограничивают доступ подрядчиков к помещениям, где они должны были установить счетчики. Однако это была одна из меньших проблем с точки зрения энергоэффективности, поскольку она приводила только к задержкам, а не к отмене.
МЭА также предупредило, что отрасли промышленности могут стать более энергоемкими из-за пандемии из-за падения спроса на энергию, которое привело к снижению цен, особенно цен на нефть и газ. В то время как спрос на них еще не восстановился до уровня, предшествующего пандемии, производственный сектор во многих ключевых регионах восстанавливается, и при дешевой нефти и газе производственные предприятия имеют меньше мотивации инвестировать в энергоэффективность, чем если бы цены на первичные энергоносители были выше.
Добавление энергоэффективности в планы стимулирования
Решение очевидной мировой проблемы повышения энергоэффективности, по мнению МЭА, состоит в том, чтобы включить больше средств, направленных на достижение этой выгоды, в правительственные планы стимулирования. По данным ведомства, по состоянию на октябрь правительства всего мира выделили около 66 миллиардов долларов на проекты, связанные с энергоэффективностью. Из общей суммы 26 миллиардов долларов было выделено на энергоэффективность в зданиях, где создано больше всего рабочих мест. Еще 20 миллиардов долларов было выделено на то, чтобы сделать электромобили более популярными и желанными для водителей, чтобы стимулировать рост продаж.
Согласно расчетам МЭА, эти планы расходов являются хорошей новостью для безработных: в период с 2021 по 2023 годы эти средства могут создать эквивалент 1,8 миллиона рабочих мест. Большая часть из них — 80 процентов — придется на Европу, более 65 процентов — на энергоэффективность зданий и 20 процентов — на транспорт.
Но необходимо сделать больше, чтобы обратить вспять или хотя бы остановить замедление роста энергоэффективности. Например, инвестиции в создание сверхэффективных приборов — это один из способов сделать это, как предлагает МЭА. Еще одна проблема — увеличение расходов на энергоэффективность автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это особенно важно, потому что большой спрос на нефть за последние несколько десятилетий был потерян именно из-за повышения эффективности ДВС.