На данный момент это не получило большого внимания со стороны средств массовой информации или американских политиков, но нефтегазовый бизнес имеет растущую глобальную проблему, связанную с оффшорным и морским пиратством. Хотя такие нападения по-прежнему сосредоточены в основном в растущем числе международных горячих точек, похоже, что в недалеком будущем им суждено появиться в американских водах и у берегов.
«Пиратские нападения на танкеры с сырой нефтью имели место в Гвинейском заливе, Африканском Роге и Малаккском проливе в течение последних 20 лет», — говорит Рокфорд Вайц, директор морских исследований в школе Флетчера Университета Тафтса. «Помимо пиратских угроз, танкеры с сырой нефтью подвергались нападениям морских террористов, таких как взрыв французского нефтяного танкера MV Limburg в октябре 2002 года у берегов Йемена».
Подобные атаки происходят не только на окраинах мира, вдали от американских вод. Одним из районов, где в последние годы наблюдается внезапный всплеск подобных нападений, является Мексиканский залив Кампече, где добывается большая часть сырой нефти этой страны.
«Недавние пиратские нападения в Мексиканском заливе — это новое явление вблизи американских вод», — говорит Вейц. — «Сотни танкеров с сырой нефтью и нефтепереработкой (перевозящих авиатопливо, бензин и дизельное топливо) ежегодно проходят через Мексиканский залив транзитом на нефтеперерабатывающие заводы в Техасе и Луизиане».
Проблемы пиратства в заливе Кампече поднялись до такого уровня ранее в этом году, что Госдепартамент США счел необходимым выпустить предупреждение о пиратстве для Южного Мексиканского залива.
«Известно, что вооруженные преступные группы нападают и грабят коммерческие суда, нефтяные платформы и морские транспортные средства», — говорится в предупреждении.
До сих пор подобных случаев пиратства в американских водах Мексиканского залива не наблюдалось, но тот факт, что эта проблема продолжает разрастаться во всем мире, должен вызывать некоторое беспокойство у компаний и политиков. На долю залива в настоящее время приходится около 17% внутренней добычи сырой нефти в этой стране и примерно 5% ее природного газа.
За исключением личного состава службы безопасности, сотни платформ, судов снабжения и буровых судов, которые работают в американском заливе, в основном не охраняются и будут зависеть от береговой охраны США, чтобы реагировать на любые нападения пиратов на море. То же самое можно сказать и о десятках танкеров с сырой нефтью, которые стоят на якоре у берега в течение нескольких дней, а иногда и недель, ожидая, пока причал на одном из прибрежных нефтеперерабатывающих заводов освободится для разгрузки их грузов. Это обширная географическая область, на которой береговая охрана растянута довольно тонко.
Здесь речь идет не только о возможной потере груза или персонала, но и об окружающей среде. Эти танкеры обычно перевозят сотни тысяч баррелей сырой или рафинированной продукции, причем самый большой класс танкеров способен перевозить до 2 миллионов баррелей нефти. Очевидно, что любое нападение, которое приведет к разрушению такого судна, может нанести серьезный ущерб окружающей среде.
Вайц считает, что к этому вопросу нужно отнестись серьезно.
«Морские нефтяные и газовые платформы сосредоточены в исключительных экономических зонах, которые простираются на 200 морских миль от береговой линии в соответствии с Договором по морскому праву», — говорит он. «Регламент работы частных охранных предприятий варьируется в зависимости от страны. Такие страны, как Нигерия, разрешили некоторым частным охранным компаниям работать в своих национальных водах. Учитывая недавние пиратские нападения в Мексиканском заливе, США необходимо обновить правила для частных охранных компаний, работающих в американских водах».
Вайц отметил, что этот вопрос также распространяется на нефтеперерабатывающие заводы и другие объекты, расположенные на побережье или вблизи него в портах вдоль побережья Мексиканского залива. Эти объекты могут использовать сильную частную охрану, но их способность работать обычно заканчивается у кромки воды, где они становятся зависимыми от местных правоохранительных органов для обеспечения безопасности.
«Многие нефтеперерабатывающие заводы и порты полагаются на местные полицейские морские подразделения или суда национальной береговой охраны для обеспечения морской безопасности в водах вблизи своих объектов», — говорит Вайц. «Частные охранные компании могут дополнить эти силы безопасности, в зависимости от местных правил. Частные охранные компании часто охраняют земельные участки нефтеперерабатывающих заводов и портов».
По мере того, как Америка вступает в новую эру идеологии «защиты полиции», господствующей в крупных городах, эффективность местных правоохранительных органов в будущем становится открытым вопросом. Это проблема, с которой портовые города, такие как Хьюстон, Батон-Руж, Корпус-Кристи и Новый Орлеан, могут и должны бороться в ближайшие годы.
Обычно правительство выжидает, пока не наступит кризис, прежде чем разрабатывать новую политику. Учитывая критический характер этих морских и прибрежных объектов для экономики и экологии страны, этот надвигающийся вопрос, по-видимому, требует активного, двухпартийного рассмотрения и действий со стороны государственных и федеральных политиков.