ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Россия поставляет первую арктическую нефть ключевому союзнику Китая

Россия поставляет первую арктическую нефть ключевому союзнику Китая

Обеспечение лидирующих позиций в разведке и освоении огромных газовых месторождений Арктики уже давно является ключевой частью общего видения президента Владимира Путина по проектированию мощи его новой России. Это не только позволило России резко увеличить производство сжиженного природного газа (СПГ) – наконец, в соответствии со статусом России как нефтегазовой сверхдержавы, как это видит Путин, – но и позволило России стать ключевым поставщиком газа в Китай в будущем. С учетом того, что присутствие России в Арктическом газовом секторе сейчас чрезвычайно существенно, вполне естественно было ожидать последовательного развертывания развития нефтяного сектора, и именно это сейчас и происходит.

На прошлой неделе «Газпром нефть», третья по объему добычи нефтяная компания страны и нефтяное подразделение государственного газового гиганта «Газпром», отправила свой первый груз нефти, добываемой в Арктике, в Китай по Северному морскому пути (СМП). Эта отгрузка на Восток дополняет существующий западный экспорт через СМП в Европу. По данным «Газпром нефти», потребовалось 47 дней, чтобы доставить полный груз нефти «Новый Порт» с полуострова Ямал в китайский порт Яньтай на Бохайском море из Северо-западного российского города Мурманска. 

«Успешный опыт реализации арктической нефти на европейском рынке и глубокое понимание Азиатско-Тихоокеанских рынков позволяют «Газпром нефти» предлагать азиатским партнерам нефть «Нового Порта» с уникальной круглогодичной логистической схемой», — заявил на прошлой неделе заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.

Первый пробный рейс СМП (из Дальневосточного российского порта Владивосток через Восточно-Сибирское море и море Лаптевых в Санкт-Петербург) на крупногабаритном и усиленном контейнеровозе состоялся только в августе 2018 года. С тех пор его развитие в качестве ключевого транспортного маршрута для российских углеводородов на Восток шло параллельно с более ранними разработками второго российского производителя газа (после «Газпрома») — Новатэка — в его проектах СПГ, ориентированных на Ямал, который теперь использует его для доставки грузов как на восток, так и на Запад. После того как очень ловкое руководство «Новатэка» выполнило все этапы своего проекта «Ямал СПГ» по бюджету и в срок — несмотря на всю тяжесть американских санкций, введенных в отношении России в 2014 году в результате аннексии Крыма, – вплоть до объявленной в прошлом году задержки четвертого этапа, «Газпром» и «Газпром нефть» были вынуждены последовать за ним.

Гораздо больше предстоит получить «Газпром нефти», которая в 2013 году начала экспортировать нефть, добытую в Арктическом регионе России, и с тех пор поставила в различные европейские страны не менее 40 млн тонн нефти, включая смеси ARCO (Приразломное месторождение) и Novy Port (Новопортовское месторождение). В широком смысле нефтяное месторождение «Новый Порт» является одним из крупнейших нефтегазовых и газоконденсатных месторождений в российской Арктике с запасами не менее 250 млн тонн (около 1,8 млрд баррелей). Используя уже зарекомендовавшую себя систему, разработанную совместно с Новатэком – включая нефтедобывающую платформу «Приразломная», нефтяной терминал Arctic Gates в Обском заливе, усиленный танкерный флот ледового класса, включающий суда СПГ, эскортные ледоколы и морской нефтеналивной терминал в Мурманске,- «Газпром нефть» заявляет, что может транспортировать нефть круглогодично (с минимальными затратами) в Европу.

На Востоке существуют более естественные ограничения, поскольку очень толстый лед делает поставки вне летнего периода чрезвычайно трудными в течение большей части времени, а затраты выше, чем в Европу. Ранее сорт нефти «Новый Порт» отгружался на прошлой неделе через СМП в Китай. Огромный удар по европейскому нефтеперерабатывающему сектору привел к падению спроса, в то время как спрос в Китае снизился в значительной степени и полностью восстановился гораздо быстрее. 

«Хотя «Газпром нефть» исторически поставляла сырую нефть в Китай по трубопроводу, эта новая возможность будет полезна и другим российским компаниям по нефти, а не только НОВАТЭКу по СПГ», — говорят аналитики. 

Российская нефтяная компания номер два, Лукойл, также провела тестовую поставку сырой нефти в сентябре прошлого года с использованием своей смеси Варандей. Она имеет очень схожие технические характеристики со смесью Нового Порта, причем последняя имеет вес API 35 градусов и содержание серы 0,1 процента, в то время как Варандей имеет вес API 35-37 градусов и содержание серы около 0,5 процента.

Одновременно с открытием новых экспортных маршрутов для своей нефти «Газпром нефть» работает над резким увеличением объемов нефти из Арктики, которые она может предложить на Восток. В 2017 году она приобрела права на разработку Тазовского и Северо-Самбургского месторождений в Ямало-Ненецком округе, а также права на недропользование Тазовского блока до 2025 года и Северо-Самбургского блока до 2027 года. Извлекаемые запасы нефти на Тазовском месторождении оцениваются не менее чем в 72 млн тонн, конденсата — в 4,6 млн тонн, а не попутного нефтяного газа — не менее чем в 183,3 млрд кубометров. Оценочные запасы нефти Северо-Самбургского блока еще выше — 90,5 млн тонн. Это последовало за вводом в эксплуатацию всего за год до этого огромного Новопортского нефтегазового месторождения (предполагаемые извлекаемые запасы более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа) и Восточно-Мессояхского нефтегазового месторождения (извлекаемые запасы более 470 млн тонн нефти и газового конденсата, 188 млрд кубометров газа).

Горячее