Европейская ассоциация нефтеперерабатывающей промышленности, членами которой являются компании Shell, BP, ExxonMobil и Total, в понедельник (15 июня) наметила план полной декарбонизации транспортного топлива на сумму 650 миллиардов евро к 2050 году.
Отрасль приступила к тому, что говорит о начале пути к достижению климатической нейтральности к середине столетия.
«С самого начала мы поддерживали Парижское соглашение и европейскую цель обеспечения климатической нейтральности», — говорит Джон Купер, генеральный директор компании FuelsEurope, членами которой являются крупные нефтегазовые компании, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и химическими веществами.
С климатическим и коронавирусным кризисами «не будет никакого возврата к обычному бизнесу для топливных отраслей», — говорится в заявлении ассоциации.
К 2050 году нефтепереработчики ожидают, что автомобили перейдут на электрическую мобильность, что приведет к резкому падению спроса на нефтепродукты на транспорте.
В результате нефтепереработчики ожидают, что рынок жидкого топлива на транспорте сократится до уровня, который составляет «около одной трети с половиной сегодняшнего спроса», говорит Купер.
Это составляет около «150 миллионов тонн жидких топливных продуктов в год», — сказал он, отметив, что эта цифра также учитывает прирост эффективности, достигнутый в самолетах, судах и грузовых автомобилях.
Весь остающийся спрос – главным образом на авиационный, морской и автомобильный транспорт большой грузоподъемности — как ожидается, будет покрываться низкоуглеродными видами топлива, такими как биотопливо второго и третьего поколений, а также чистый водород.
Цена углерода €200
По оценкам компании FuelsEurope, в течение следующих трех десятилетий для снижения выбросов до чистого нуля потребуется до 650 миллиардов евро инвестиций.
Достижение этого также потребует далеко идущих изменений в налогообложении и политике, говорит FuelsEurope, призвав политиков «разработать благоприятную политическую основу для развертывания этих основных низкоуглеродных видов топлива».
«Эти виды топлива будут стоить дороже, чем нефть, от этого никуда не деться», — сказал Купер. — «Но мы считаем, что это достижимо и доступно».
Согласно FuelsEurope, это должно быть подкреплено системой «прогрессивного налогообложения», основанной на относительной углеродоемкости топлива, а также другими политическими стимулами.
«Примером того, что нужно изменить, является налог на топливо, который рассчитывается сегодня до цены углерода, эквивалентной €200 за тонну», — говорит Купер.
«Одно из наших предложений заключается в том, чтобы изменить это и превратить его в надлежащую цену углерода», — сказал он, заявив, что налог на топливо «сегодня не работает должным образом как налог на углерод», потому что он взимается по одной и той же ставке независимо от того, имеет ли топливо низкую или высокую углеродоемкость.
FuelsEurope также подчеркнул, что существующие нефтеперерабатывающие заводы могут быть использованы для производства низкоуглеродного топлива в Европе, что делает переход доступным и основанным на внутреннем производстве вместо импорта.
«Это искреннее предложение», — считает Купер, призвав политиков наладить диалог на высоком уровне с группами потребителей и компаниями по всей цепочке энергоснабжения.
Большие шаги предпринимаются в нефтегазовом секторе. Ранее в этом году Shell и BP обнародовали планы по достижению чистых нулевых выбросов к 2050 году в соответствии с долгосрочными целями ЕС в области изменения климата.
Некоторые энергетические и транспортные компании начали инвестировать в водород. В прошлом месяце датская энергетическая группа Ørsted объединилась с аэропортами Копенгагена, авиакомпанией SAS и судоходным гигантом Maersk для разработки возобновляемой водородной установки для доставки чистого топлива для автобусов, грузовиков, судов и самолетов.
Датский объект, как ожидается, будет полностью введен в эксплуатацию к 2030 году, в то время как первые этапы проекта могут быть завершены уже в 2023 году.
Зеленые группы скептически относятся
Но экологические группы отнеслись к этому скептически, назвав план, намеченный FuelsEurope, простым пиаром.
«PR-игра нефтяной промышленности улучшилась, но нет ничего нового в их предложениях, которые на самом деле связаны с увековечиванием зависимости Европы от импорта нефти», — считает Уильям Тодт, исполнительный директор по транспорту и окружающей среде (T&E) группы «зеленых кампаний».
Четыре года назад Купер изложил долгосрочный план декарбонизации, заявив, что переход «будет дорогим» и потребует «ясности в целях политики», прежде чем промышленность возьмет на себя обязательства по крупным инвестициям.
По словам Тодта, единственный способ для крупных нефтяных компаний процветать в климатически нейтральном мире — это начать значительные инвестиции в ветровую и солнечную энергетику, подзарядку инфраструктуры и зеленый водород.
«Несмотря на все разговоры, только часть больших нефтяных инвестиций является зеленой. Пришло время для регуляторов обязать ведущих загрязнителей Европы наконец-то начать вносить серьезный вклад», — говорит Тодт.