Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики». В обсуждении темы приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов власти, компаний топливно-энергетического комплекса России, отраслевых научных институтов и общественных организаций. Вели мероприятие председатель Комитета мы по энергетике Павел Завальный и заместитель Министра энергетики России Андрей Чемезов.
В ходе заседания обсуждался утвержденный Федеральным законом № 35 «Об электроэнергетике» общий принцип организации экономических отношений в электроэнергетике — обеспечение бесперебойного функционирования электроэнергетики для потребителей. Реализация принципа, по мнению участников «круглого стола», возможна только при условии обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы России и входящих в нее электроэнергетических систем.
По их словам, нормативно-правовая регламентация технологической деятельности в электроэнергетике является важнейшим условием эффективной работы отрасли, так как энергосистемы России были изначально сформированы исходя из необходимости установления обязательных требований к объектам, оборудованию, работающему в составе энергетических систем, их техническим характеристикам, правилам эксплуатации, взаимодействию субъектов, персоналу. Соответственно, соблюдение таких требований при производстве, проектировании, строительстве объектов, их оборудования и устройств, а впоследствии и при их эксплуатации, обеспечивает возможность совместной работы всех составляющих энергосистему элементов в едином технологическом процессе.
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов рассказал, что ранее для РАО ЕЭС России из более 1500 документов, 500 были обязательными к исполнению, а тысяча — носила рекомендательный характер, но по всем сейчас срок исполнения истек. Чиновник предложил все новые регламентирующие документы «проводить через сито Правительства», а также уточнить все понятия, вносимые в действующий закон.
Многие участники «круглого стола» отмечали, что в Федеральном законе «Об электроэнергетике» при большом внимании к вопросам надежности и безопасности вопрос о разграничении полномочий контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, Минэнерго России и Ростехнадзора, не урегулирован. И, как следствие, в течение длительного времени в электроэнергетике не могут быть актуализированы и приняты в форме нормативного правового акта требования к надежности и безопасности электроэнергетических систем и входящих в их состав объектов электроэнергетики. Не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определен орган, уполномоченный на установление требований к порядку выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающах установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Из-за отсутствия обязательных требований к объектам электроэнергетики, характеристикам и параметрам их оборудования и устройств в последние годы в энергосистеме России установлено большое количество силового электротехнического и генерирующего оборудования с системами регулирования, не соответствующими принципам и техническим правилам, в рамках которых была создана и функционирует ЕЭС России. Подавляющее большинство такого оборудования и систем регулирования сейчас импортные.
Решить эти проблемы призван разработанный Правительством законопроект № 892341-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики», принятый Госдумой 18 декабря 2015 года в первом чтении.
В соответствии с законопроектом Правительству или уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. К числу обязательных относятся требования: к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе; к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития; к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику; к работе с персоналом в электроэнергетике; а также федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
По мнению разработчика законопроекта — Минэнерго России, принятие закона создаст правовые механизмы установления единых «правил игры» для участников отрасли, обеспечения безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики и надежности электроснабжения потребителей, модернизации электроэнергетики и внедрения новых технологий.
Наряду с этим, законопроектом совершенствуются механизмы осуществления государственного надзора в электроэнергетике: контроль выполнения субъектами электроэнергетики требований надежности выведен из предмета федерального государственного энергетического надзора (энергонадзора), осуществление которого предусмотрено статьей 291 Федерального закона «Об электроэнергетике». Положения законопроекта уточняют предмет энергонадзора, исходя из различий между требованиями надежности и безопасности в электроэнергетике и существующем разграничении функций между Ростехнадзором и Минэнерго России.
Член правления ПАО «Интер РАО» Александр Пахомов заявил, что его компания в целом поддерживает принятие изменений, так как они важны не только для безопасности функционирования электроэнергетики, но и применимы для рассмотрения в судах. В рамках полномочий Минэнерго он предложил «теснее взаимодействовать с бизнесом».
Говоря о целесообразности специализированного предмета законодательного регулирования и необходимости принятия законопроекта в весеннюю сессию, советник, член Правления ПАО «Россети» Валентин Межевич охарактеризовал нынешнюю ситуацию как «правовой вакуум».
Директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв в выступлении провел свою оценку последствий регулирующего воздействия законопроекта для промышленных потребителей. Заявил, что «никто не будет спорить с необходимостью непрерывного обеспечения потребителей». Предложил лишь уточнить ряд формулировок, касающихся их расширительного толкования, в частности разделить понятия «энергопринимающие установки» и «энергоустановки», выделив коммутационное оборудование для потребителей с регулируемой нагрузкой. Установление «требований без берегов», по его мнению, приведет к избыточному финансированию и переплате неиспользуемой электроэнергии — 45 млрд в год. Сначала нужно предоставить регулирующему органу право «рублем регулировать аппетиты Системного оператора», считает В.Киселёв.
Андрей Смагин, руководитель Дирекции по нормативно-правовой работе ПАО «ФСК ЕЭС» также поддержал внесенный Правительством законопроект, рассказал о сложившейся практике. Выступил с критикой предлагаемых В.Киселёвым изменений в законопроект.
Представитель Минэкономики, критикуя кулуарную работу Минэнерго и Комитета по энергетике над законопроектом, и поддержавший его позицию депутат Валерий Гальченко настаивали на проведении оценки регулирующего воздействия принятия данного закона и необходимости привлечения к работе над поправками ко второму чтению комитетов – соисполнителей.
По результатам дискуссии Комитет по энергетике разработал рекомендации, в которых предложил Госдуме принять в период весенней сессии законопроект № 892341-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики».
Правительству России Комитет рекомендовал«при поступлении поправок ко второму чтению законопроекта обеспечить их межведомственное согласование заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», а также «разработать систему гарантий Правительства Российской Федерации, направленную на востребованность российского оборудования (на ближайшую и далекую перспективу), закрепив положения в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации».
Источник: Государственное Собрание Ил Тумэн.