Есть серьезные опасения, что огромные запасы нефти Венесуэлы, составляющие в общей сложности миллиард баррелей, могут стать безнадежным активом. Это был растущий после Первой мировой войны нефтяной бум Венесуэлы, благодаря которому Венесуэла стала самой богатой страной в Латинской Америке и одной из самых богатых на душу населения в мире. Теперь, похоже, это альбатрос на шее пораженной кризисом страны. Стремление к борьбе с изменением климата, сокращению выбросов и загрязнению твердыми частицами вызвало стремление во всем мире значительно снизить содержание серы в топливе. В 2000 году Агентство по охране окружающей среды США завершило программу по содержанию серы в бензине уровня 2, которая снизила содержание серы в бензине на 90%. В течение 2017 года агентство представило программу Tier 3, которая снизила содержание серы в бензине до 10 частей на миллион (ppm). Аналогичное регулирование было введено другими развитыми странами, в частности, в ответ на цели, установленные Парижским соглашением 2015 года по борьбе с изменением климата. Последняя разработка — внедрение IMO 2020 Международной морской организацией, которая устанавливает максимальное содержание серы в мазуте на уровне 0,05% по массе, что является значительным снижением по сравнению с бункерным топливом, используемым ранее. Бункерное топливо или судовое жидкое топливо представляет собой остаток от перегонки сырой нефти и обычно содержит чрезвычайно много серы, что приводит к значительным вредным выбросам при сжигании. Новый морской стандарт направлен на значительное сокращение выбросов оксидов серы с судов и улучшение качества воздуха во всем мире.
Именно постоянное стремление к окончательному устранению вредных выбросов серы из топлива привело к резкому росту спроса на легкую малосернистую нефть. Это связано с тем, что из легкой малосернистой нефти дешевле и легче перерабатывать топливо с низким содержанием серы, чем из тяжелой кислой нефти. Спрос на легкую малосернистую нефть с азиатских нефтеперерабатывающих заводов, в частности из Китая, резко вырос в течение первых девяти месяцев 2020 года, поскольку нефтеперерабатывающие предприятия скорректировали свои операции для удовлетворения растущего спроса на морское топливо с низким содержанием серы. Это вызвало резкий рост объемов бразильской нефти, импортируемой Пекином в первой половине 2020 года, отчасти в ответ на резкое снижение цен на нефть. Китай стал основным пунктом назначения для легкой сладкой нефти национальной нефтяной компании Petrobras, добываемой на подсолевых месторождениях. На долю второй по величине экономики мира приходится около 88% нефтяных грузов Бразилии.
Спрос на легкую сладкую нефть этой латиноамериканской страны остается устойчивым несмотря на пандемию COVID-19 и сокращение глобального спроса на энергию из-за спада экономики, вызванного пандемией. Это может быть связано с высоким спросом на легкую малосернистую сырую нефть с низким содержанием серы для переработки в бензин, судовое и другое топливо с низким содержанием серы. Хотя это было благом для тех стран, которые производят в основном легкую малосернистую нефть, которая представляет собой нефть с плотностью API 35 или выше и уровнем серы менее 0,42%, таких как Бразилия, США и Нигерия. Однако это отрицательно сказалось на спросе на нефть в странах, производящих более высокосернистую нефть, плотность которой в градусах API не превышает 25 градусов, а содержание серы превышает 0,5%, таких как Канада, Колумбия, Эквадор, Саудовская Аравия и Венесуэла. Растущий спрос на легкую сладкую нефть будет в дальнейшем удовлетворяться за счет нефтяного бума в бассейне Гайана-Суринам, где несколько крупных углеводородных месторождений эксплуатируются крупными международными энергетическими компаниями, включая ExxonMobil.
Это событие создало новую угрозу для Венесуэлы, ее быстро ухудшающейся нефтяной промышленности и экономической жизнеспособности ее огромных запасов нефти, которые составляют почти 304 миллиарда баррелей и являются крупнейшими в мире. Запасы нефти пострадавшей от кризиса страны Латинской Америки в основном состоят из высокосернистой тяжелой и сверхтяжелой нефти. Большинство смесей, производимых в Венесуэле, имеют плотность по API от менее 25 градусов до 8 градусов. Содержание серы также в среднем довольно высокое — от 1 до 2,8 процента, что означает, что она особенно кислая. В мире, который стремится к значительному сокращению содержания серы в бензине и других видах топлива, существует опасность того, что огромные запасы нефти Венесуэлы превратятся в безнадежный актив. Инициатива Carbon Tracker определяет неокупаемый актив как «те активы, которые в какой-то момент до окончания их экономической жизни больше не могут приносить экономическую прибыль в результате изменений, связанных с переходом к низкоуглеродной экономике».
Это особенно верно, если учесть, что для возрождения нефтяной промышленности страны требуются массовые вливания капитала, технологий и квалифицированной рабочей силы. Этого просто не произойдет, пока не произойдет смена режима и диктаторское правительство Мадуро не будет отстранено от власти и не будет установлено международно признанное правительство. Кроме того, вероятно, потребуется более десяти лет, чтобы отрасль перестроилась до уровня, напоминающего ее докатастрофический уровень. Строгие санкции США отрезали Венесуэлу от международных финансовых и энергетических рынков, сделав практически невозможным деятельность крупных мировых энергетических компаний в стране-изгое. В конце апреля 2020 года Белый дом дал указание Chevron, последней оставшейся международной нефтяной компании в Венесуэле, до 1 декабря свернуть свою деятельность в стране. Это серьезный удар для Мадуро и PDVSA, потому что он убирает последний спасательный круг для отрасли, которая, похоже, попала в нисходящий спиральный упадок. Эти значительные встречные ветры еще больше усиливаются теорией пикового спроса на нефть. Глобальный энергетический мэйджор BP, среди других крупных энергетических компаний и институтов, включая Международное энергетическое агентство, считает, что спрос на нефть достигнет плато примерно к 2030 году и начнет снижаться после этого момента. Это указывает на то, что Венесуэла имеет ограниченное окно для получения прибыли от огромных богатств, содержащихся в ее нефтяных запасах.
После того, как актив оказался в затруднительном положении, может потребоваться значительная текущая реабилитация и другие обязательства, необходимые для предотвращения ущерба окружающей среде, особенно в случае запасов нефти. Это цена, которую близкое к банкротству и почти обанкротившееся государство может не позволить себе, даже если режим установится. Распад нефтяной промышленности Венесуэлы означает, что чрезвычайно трудно понять, как Каракас может извлечь выгоду из этого богатства. Коллапс стареющей нефтяной инфраструктуры Венесуэлы и попытки PDVSA удержать некоторое количество сырой нефти создают экологическую катастрофу. Есть заявления о том, что нефть свободно течет во многих частях страны, где работает или работала национальная нефтяная компания, и в том числе о катастрофических разливах нефти, которые нанесли значительный ущерб местной окружающей среде, в результате чего затраты на восстановление резко выросли до уровней, которые едва не обанкротившийся Каракас не может себе позволить. Эти проблемы коснутся даже Венесуэлы после Мадуро, оставив глубоко обнищавшей стране навести порядок в десятилетиях экологического и экономического разрушения, вызванного должностными преступлениями режима, коррупцией и решимостью оставаться у власти независимо от цены. Наследие Мадуро сохранится и после его падения, и эти огромные запасы нефти быстро становятся проклятием, а не выгодой для страны, находящейся на грани краха.