ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Будущее водорода может пойти по пути, проложенному природным газом

Будущее водорода может пойти по пути, проложенному природным газом

Чтобы заглянуть в будущее мира, работающего на водородном топливе, взгляните на природный газ и технологии, которые быстро превратили его в глобальный товар.

Следуя примеру природного газа, Япония готовится к испытательному импорту из Австралии сверхохлажденного жидкого водорода. Немецкая энергетическая компания RWE AG продвигает водород на планируемом терминале сжиженного природного газа, в то время как британская National Grid Plc изучает варианты топлива в своем порту СПГ недалеко от Лондона.

«В будущем многие терминалы импорта СПГ почти наверняка позволят импортировать как СПГ, так и жидкий водород», — говорит Роб Батлер, партнер по глобальным проектам юридической компании Baker Botts.

Страны во всем мире выступают за более чистую энергетику, и водород приобрел популярность, поскольку выбросы, связанные с ним, намного меньше, чем с ископаемым топливом. Европейский Союз хочет быть хабом для топлива, так же как и для СПГ и природного газа, и принял дорожную карту по водороду, которая предполагает инвестиции в размере 500 миллиардов долларов к 2030 году.

Для того чтобы водородная экономика работала, вероятно, придется использовать существующие энергетические активы. Но переход не является простым, поскольку более мелкие молекулы могут проходить через клапаны и уплотнения, предназначенные для природного газа, а водород, как известно, летуч.

В то время как водород и природный газ могут смешиваться как газ, но не как жидкость, новые хранилища и танкеры должны быть построены, потому что модернизация терминалов СПГ будет слишком дорогостоящей, по словам Бейкера Боттса.

Европа наблюдает за испытаниями в Японии, где в декабре будет представлен первый в мире носитель сжиженного водорода. Судно будет иметь емкость хранения менее 1% от размера носителей СПГ, так как водород имеет меньшее количество энергии по объему.

Водород также намного холоднее. СПГ охлаждается до минус 162 градусов Цельсия (минус 260 градусов по Фаренгейту) для транспортировки на специализированных судах. Жидкий водород имеет температуру минус 253 °С, что означает, что для его охлаждения потребуются танкеры с еще более сложной изоляцией.

Как и первые заводы СПГ десятилетия назад, вполне вероятно, что любой проект по производству водорода начнется с малого, а затем будет расширен.

«Транспортные издержки таковы, что экономика производства водорода в настоящее время благоприятствует производству на месте, но мы ожидаем, что по мере развития технологии появится международный рынок», — говорит Антуан Вагнер-Джонс, аналитик BloombergNEF.

Как и природный газ, традиционные трубопроводы по-прежнему являются самым дешевым средством перемещения водорода.

Обширная сеть газопроводов Украины уже рассматривает планы перехода на водород. По словам Андреаса Ширенбека, главного исполнительного директора Uniper SE, немецкой компании, которая помогает финансировать трубопровод и предлагает еще один терминал СПГ в Германии, в Вильгельмсхафене, даже спорная ветка «Северный поток-2» из России в Германию может работать на 80% водороде.

Хотя судоходство, как правило, является самым дорогим способом транспортировки из-за высоких затрат на конвертацию и хранение, оно может конкурировать с трубопроводами на расстояниях свыше 5000 километров, если аммиак используется в качестве среды для хранения водорода. Аммиак преобразуется в водород и азот по месту назначения.

Этот вариант рассматривается компаниями ACWA Power, Air Products и NEOM, которые подписали соглашение о сотрудничестве. Аммиак будет экспортироваться в Европу.

«Идея аммиака для судоходства хороша — Ближний Восток, дешевая солнечная энергия — может быть способом сделать это», — говорит Бен ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Plc, которая занимается разработкой водорода.

Однако эти проекты еще очень далеки от того, чтобы быть развернутыми в коммерческом масштабе, поскольку компании наперегонки продвигают технологию вперед и выигрывают часть государственных субсидий, которые будут предлагаться.

«Но первые движущие силы, которые закладывают стратегические преимущества в свои собственные сети и возможности, будут победителями в будущем», — добавил он в своем призыве к заработку.

Горячее