Первый в Африке завод электрических автобусов будет индустриализировать Уганду, борясь с загрязнением окружающей среды

Кампала, столица Уганды, является одним из самых загрязненных городом в мире, и большая часть этого была вызвана автомобильными выхлопами. Новый завод электронных автобусов Kiira Motors Corp. все еще находится в стадии строительства, но новая инфраструктура, необходимая для поддержки завода, уже дала местным жителям доступ к новым дорогам, линиям электропередач и водопроводам. Это ключевой шаг в плане индустриализации Уганды.

«Мы разворачиваемся вокруг района, основной деятельностью которого было натуральное хозяйство для сезонных культур», — говорит инженер Альфред Ниваманья, указывая на плантацию тростника и эвкалиптовый лес по краям строительной площадки . — «Мы верим, что в ближайшие три-пять лет город будет здесь».”

Государственная компания Kiira Motors Corp. планирует иметь начальную производственную мощность в 5000 автомобилей в год, включая автобусы, начиная с июля 2021 года. Компания будет продавать автобусы частным и государственным компаниям, которые управляют транспортными маршрутами в Кампале и вокруг нее, поэтому ее цены должны быть достаточно конкурентоспособными, чтобы конкурировать с другими поставщиками, продающими автомобили на ископаемом топливе тем же клиентам. В компании говорят, что они еще не подписали никаких контрактов, но ведут переговоры с несколькими клиентами.

Строитель покидает площадку сборочного завода и склада Kiira Motors

Правительство надеется, что 90% деталей электронных автобусов в конечном итоге будут изготовлены в Уганде. В то время как производство литий-ионных аккумуляторов, которые питают электромобили, является высокотехничным процессом, который в настоящее время осуществляется в основном в Китае, некоторые другие части автобуса уже могут быть изготовлены на местном уровне, включая окна, воздушные фильтры, раму и 12-вольтовые батареи, которые питают радио.

«Мы хотим показать, что можем сделать собственную машину из угандийской стали, лития и меди, бамбуковых полов и сидений из бананового волокна», — говорит Элиода Тумвесигье, министр науки, технологий и инноваций Уганды.

Загрязнение окружающей среды является серьезной проблемой в Кампале, которую чиновники пытаются решить на протяжении десятилетий. Большинство из 3 миллионов жителей столицы путешествуют на 14-местных микроавтобусах или мотоциклах, работающих на дизельном топливе и газе. Около 85% угандийских автомобилей сегодня являются подержанными, импортированными из других стран, более грязными и менее эффективными, чем аналогичные модели, которые в настоящее время находятся на улицах Европы и США.

Истоки автобуса Kiira восходят к 2007 году, когда студенты и сотрудники Кампальского Университета Макерере присоединились к глобальной инициативе, возглавляемой Массачусетским Технологическим институтом, по разработке подключаемого гибридного автомобиля с 5 пассажирами. После этого опыта студенты и преподаватели продолжали работать над своим собственным проектом, и в ноябре 2011 года Kiira EV, полностью электрический автомобиль с двумя пассажирами, впервые спроектированный и построенный в Африке, сошел с конвейера. После этого компания также выпустила прототипы пятиместного автомобиля и электробуса, который заряжался в режиме реального времени через солнечные батареи, установленные на его крыше.

В 2018 году Kiira Motors стала партнером Китайской CHTC Motor Co Ltd, дочерней компании государственной компании Sinomach Automobile Co Ltd. Инженеры китайского автопроизводителя обучили рабочих Kiira Motors, и в конце прошлого года первые два прототипа угандийского электронного автобуса под названием Kayoola EVS были завершены на военном объекте в 115 километрах к северу от Кампалы.

В то время как китайские аккумуляторы и ноу-хау позволяют Уганде развивать собственную индустрию электромобилей, компании страны остаются конкурентами Kiira. 

«Нашей самой большой проблемой, конечно, будет Китай — крупные игроки, которые делают электромобили более эффективными в ценообразовании», — говорит Тумвесигье. 

На данный момент китайские компании составляют 99% мирового парка электронных автобусов, сообщает Bloomberg NEF. Мировой рынок электронных автобусов вырос примерно до 500 000 единиц в прошлом году по сравнению со 100 000 единиц четыре года назад.

Отсутствие электрификации в Африке к югу от Сахары означает, что революция электромобилей продвигается там более медленными темпами, чем в других частях мира, но в некоторых странах политика подталкивает ее вперед.

Соседняя Руанда объявила в мае 2019 года, что она хочет, чтобы все мотоциклетные такси были электрическими и Volkswagen AG собирает электромобили на заводе в столице Кигали. Кейптаун, в Южной Африке, является одним из городов, подписавших декларацию C40 Cities’ Fossil Fuel Free Streets, которая обязывает иметь автобусы с нулевым уровнем выбросов только начиная с 2025 года. Производители автомобилей, работающие в стране, лоббируют правительство, чтобы оно снизило импортные тарифы на электромобили и развернуло инфраструктуру зарядки.

Тумвесигье полон решимости сделать проект e-bus более чем одноразовым. Правительство рассматривает возможность листинга компании на фондовой бирже, как только она начнет массовое производство электрических автобусов. И план состоит в том, что люди за пределами Уганды в конечном итоге будут ездить на них.

«Это не только угандийский рынок», — говорит Тумвесигье. — «Мы смотрим на африканские рынки и за их пределами».

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ