Европейская комиссия обнародовала предложение о создании фонда восстановления на сумму 750 млрд евро ($825 млрд), чтобы помочь странам выйти из рецессии, вызванной вспышкой коронавируса.
Фонд по-прежнему должен быть одобрен большинством голосов в Европейском парламенте и единогласным голосованием всех 27 правительств ЕС в Европейском Совете. Это будет трудно, потому что так называемая «экономная четверка» — Австрия, Дания, Швеция и Нидерланды — яростно сопротивляются плану, потому что впервые ЕС будет вовлечен в взаимное списание долгов. €500 млрд фонда будут предоставлены в виде грантов, которые странам не придется возвращать, и он будет заимствован с международных рынков с использованием кредитных гарантий всех 27 стран ЕС.
Такая идея была яростно отвергнута Германией десять лет назад во время долгового кризиса, но канцлер Германии Ангела Меркель теперь изменила свой курс, заявив, что огромный масштаб коронавируса означает, что настало время для коллективизации долга ЕС, которую некоторые называют «еврооблигациями», или в эти времена «коронабондами».
Представляя сегодня этот план Европейскому парламенту, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что гигантский фонд будет стремиться не только вывести Европу из кризиса, но и коренным образом преобразовать экономику ЕС.
«В нашем союзе люди, предприятия и страны зависят и полагаются друг на друга», — сказала она. — «В нашем союзе мы знаем, что самые смелые меры действительно являются самыми безопасными для будущего».
Этот фонд, называемый «ЕС следующего поколения», будет располагаться поверх запланированного бюджета ЕС в размере 1,1 трлн евро на период 2021-27 годов.
«Я хочу предложить новый пакт поколений на завтра. Да, последствия этого кризиса означают, что сегодня нам нужно делать инвестиции в беспрецедентном масштабе. Но мы будем делать это таким образом, чтобы следующее поколение Европы уже завтра пожинало плоды своего труда. Инвестиции, которые позволят не только сохранить выдающиеся достижения последних 70 лет, но и сделать наш союз климатически нейтральным, цифровым, социальным и сильным глобальным игроком в будущем. Все государства-члены должны инвестировать в технологии, которые будут способствовать восстановлению экономики за счет новых инновационных и экологически чистых отраслей. Следующее поколение ЕС будет укреплять европейскую зеленую сделку».
Фонд выделит новые средства на возобновляемые источники энергии и планирует постепенно отказаться от использования ископаемых видов топлива. Он ограничит инвестиции в проекты или компании, которые считаются несовместимыми с обязательствами Парижского соглашения по ограничению роста глобальной температуры до менее чем двух градусов к 2050 году.
Паскаль Канфин, председатель комитета по окружающей среде Европейского парламента, сказал, что план является «отличным предложением и крупной политической победой, которая обеспечит подлинную европейскую солидарность через общий долг, усиленный справедливый переходный фонд и зеленую сделку в центре экономического восстановления».
«Это выравнивание будет происходить на всех уровнях, потому что Фонд восстановления ЕС следующего поколения будет поддерживаться климатическими энергетическими планами, выдвинутыми каждым государством-членом ЕС. Это большой шаг вперед в ускорении экологического перехода… Я рад тому, что Европейская комиссия взяла на себя обязательство определить инвестиции, которые будут необходимы для достижения целей в области климата, с помощью дорожных карт национальных энергетических климатических планов и таксономии, которая будет направлять инвестиции в европейское восстановление, чтобы обеспечить их соответствие климатическим амбициям».
Предприятия, занимающиеся возобновляемой энергетикой, также приветствовали этот план, в частности выделение новых средств на электрификацию транспорта.
«План экономического восстановления, который способствует развитию электронной мобильности, будет поддерживать цели в области общественного здравоохранения и изменения климата, а также стимулировать экономику», — сказала Европейская ассоциация электромобилей AVERE. — «Мобильность с нулевыми выбросами и, в частности, электрифицированный транспорт, является наиболее эффективным способом достижения краткосрочных и долгосрочных целевых показателей, связанных с климатом и выбросами CO2 для Европы, при одновременном значительном сокращении токсичных загрязнителей воздуха».
Потребительские организации также приветствовали планы электромобильности.
«Приятно видеть, что ЕС планирует инвестировать в зарядную инфраструктуру», — говорит Дмитрий Вернь. — «Потому что если электромобили действительно станут мейнстримом, люди должны быть уверены, что подзарядка на ходу для ежедневных и дальних поездок так же проста, как заправка бензинового автомобиля».
Член Европарламента Green EEP из Нидерландов Бас Эйкхаут также приветствовал приверженность плана «зеленому соглашению».
«Мы должны убедиться, что инвестиции пойдут на зеленую сделку и цифровой переход. Но это только на словах, нам нужно убедиться, что это приведено в действие».
Он добавил, что такие зеленые условия также должны быть добавлены к государственной помощи, предоставляемой на национальном уровне, которая составляет гораздо больше, чем фонд ЕС. До сих пор комиссия отказывалась присоединить зеленые условия к одобрению этой национальной чрезвычайной государственной помощи, например, чтобы спасти авиакомпании от банкротства.
«Этот фонд составляет €750 млрд. В рамках господдержки речь идет о €2000 млрд. Нам нужны условия по государственной помощи здесь, но и по национальным инвестициям».
У Эйкхаута также было послание для его собственного национального правительства, одного из «экономной четверки», выступающей против этого плана.
«Я надеюсь, что мое правительство в Нидерландах видит, насколько остро необходима такая новая инвестиционная программа».
Зеленая неправительственная организация «Друзья Земли» согласилась с тем, что план оставляет большую лазейку для национальных правительств для спасения загрязнителей. Хотя они приветствовали дополнительные финансы для зеленых инвестиций, они сказали, что не думают, что это предотвратит больше инвестиций в загрязняющие отрасли промышленности.
«Люди испытывают шок от этой пандемии, поэтому для ЕС является правильным действовать солидарно, вкладывая миллиарды, чтобы оживить нашу экономику, подчеркивая при этом «зеленое восстановление», — говорит Ягода Муник, директор «Друзья Земли — Европа». — «Но это же смешно — не ставить никаких условий на эти средства. Наше общее будущее будет зависеть от того, как эти деньги будут потрачены, и предоставление подачек загрязняющим отраслям промышленности или корпорациям, которые уклоняются от уплаты налогов или имеют плохую трудовую практику, не восстановит устойчивый, справедливый, заботливый мир, в котором мы нуждаемся».
Поскольку большая часть денег на восстановление в Европе будет национальной, НПО говорит, что сегодняшний план фактически не предотвратит инвестиции в новую инфраструктуру ископаемого топлива и не создаст условий для спасения загрязняющих отраслей, таких как авиалинии.