Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Несмотря на активное и внешне успешное сопротивление Германии, новые регуляторные инициативы Евросоюза могут серьезно осложнить работу «Газпрома»: газопровод«Северный поток-2» с высокой вероятностью останется недозагруженным как минимум в первые несколько лет эксплуатации.

Одобренный текст поправок к газовой директиве ЕС предполагает, что согласие на выведение проекта из-под норм должна будет дать не только Еврокомиссия,но и комитет из числа представителей всех стран союза. Это сделает процедуру длительной, сложной и труднопредсказуемой. «Газпром» уже начал готовиться к развитию событий по худшему сценарию, сигнализировав о возможности строительства газопровода«Турецкий поток-2».

«Ъ» изучил текст поправок к газовой директиве ЕС, согласованный на прошлой неделе представителями Европарламента, Еврокомиссии (ЕК) и Совета ЕС. Фактически этот текст является окончательным — на 20 февраля он поставлен на повторное голосование в Совете ЕС, где, по мнению знакомых с ситуацией , будет «несомненно одобрен». Затем останутся лишь процедурные формальности — юридико-лингвистическая экспертиза, одобрение Европарламентом в апреле и на Совете ЕС на уровне глав государств в мае, после чего поправки станут законом.

Новые нормы подготовлены противниками газопровода «Северный поток-2», чтобы вынудить участников проекта привести его в соответствие с правилами европейского внутреннего рынка. На практике это означает, что у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор (сейчас это на 100% структура монополии Nord Stream-2 AG), а к мощностям должны получить доступ третьи лица. Если создание независимого оператора реализуемо, то доступ третьих лиц организовать невозможно, так как газ в российский конец трубы может подать только «Газпром» как единственная компания, имеющая право на его экспорт.

В таком случае по аналогии с газопроводом Opal Еврокомиссия может запретить«Газпрому» использовать «Северный поток-2» больше чем наполовину, оставив другую половину для потенциальных «третьих лиц», которые едва ли когда-нибудь появятся.

Теоретически проблему можно решить, если «Северный поток-2» получит исключения из правил ЕС. Как писал «Ъ» 8 февраля, Германия, как страна ЕС, куда приходит газопровод, может заключить с Россией межправительственное соглашение о таких исключениях. Однако на практике, как следует из текста поправок в газовую директиву,такой путь будет длительным, сложным и не обещает полного успеха.

Процесс потребует взаимодействия с ЕК на двух стадиях: сначала она должна выдать Германии разрешение на ведение переговоров с Россией о межправительственном соглашении, а затем, после их завершения — разрешение на подписание такого договора. В обоих случаях ЕК обязана принять решение за 90 дней, но имеет право запрашивать дополнительную информацию, тем самым растягивая сроки, — возможно, на годы, как это было в случае Opal. Более того, ЕК может давать рекомендации Германии по тексту договора и включению в него определенных положений.

Хотя ЕК будет сопровождать процесс, окончательное решение по предоставлению разрешений будет приниматься в рамках консультационной процедуры со странами—членами ЕС. Представители стран образуют комитет, в котором представитель ЕК является председателем без права голоса, решения принимаются простым большинством (вес голоса страны зависит от ее доли в населении ЕС).

На практике это означает, что Германии придется заручиться поддержкой крупнейших стран ЕС, как минимум Франции и Италии, чтобы исключения для «Северного потока-2» были приняты.

Собеседники «Ъ» в отрасли признают, что ситуация сложная, и у ЕК и Германии появляется новый рычаг давления на «Газпром». Надежды источников «Ъ» связаны с тем,что по Opal, полное использование мощностей которого блокировалось семь лет, все же удалось в 2017 году найти приемлемое решение. Кроме того, принятие директивы,вероятно, позволит Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока-2», отсутствие которого на данный момент является единственным фактором, ставящим под сомнение планы завершения строительства в конце 2019 года. «Все-таки физически труба будет, и это само по себе дает „Газпрому“ определенную гарантию, в том числе и в рамках обсуждения транзита через Украину, — говорит Мария Белова из Vygon Consulting.— Ведь мы знаем, что, когда мощность Opal была юридически ограничена, в холодные дни она на самом деле использовалась без учета этих ограничений».

Тем не менее «Газпром» уже подал сигнал о том, что компания учитывает возможные ограничения по «Северному потоку-2» и думает о новых газопроводах в Европу, которые позволили бы при необходимости отказаться от украинского транзитного маршрута. Глава компании Алексей Миллер 14 февраля допустил строительство «Турецкого потока-2»  — этот газопровод, если будет реализован, придет в ЕС из Турции по суше, и поправки в газовую директиву не создадут для него сложностей. Две новые нитки через Черное море общей мощностью 32 млрд кубометров в целом соответствуют половине технической пропускной способности «Северного потока-2».

 www.kommersant.ru

Читайте Insider

Журнал о кабельном бизнесе

Слушайте Kabel.FM

Первое кабельное радио!

Рекомендации по теме

Новая нефтехимия: молекулярная фильтрация как инструмент снижения энергозатрат
Теневой флот — временное явление или новая реальность в энергопоставках?
Нефть и почва: изнанка энергетической безопасности России
Акустические волны против вязкости: сможет ли казанская разработка решить проблемы с добычей трудноизвлекаемой нефти?
Индонезийский хаб для российской нефти: как терминал Каримун помогает обходить санкции и кто от этого выигрывает?
Утилизация и инновации: как технология создания аккумуляторов из нефтеотходов решает две проблемы одновременно?
В России создадут масштабную инфраструктуру для добычи трудной нефти. Помогут ли эти полигоны укрепить технологический суверенитет страны?
Что скрывается за четырехлетними минимальными ценами на уголь?
Цены на обогащенный уран взлетели до небес. Что стало причиной?