Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Индонезийский хаб для российской нефти: как терминал Каримун помогает обходить санкции и кто от этого выигрывает?

Терминал Каримун в Индонезии в 2025г году стал ключевым перевалочным пунктом российской нефти и нефтепродуктов для дальнейшего реэкспорта в Малайзию, Сингапур и Китай.

Согласно данным Kpler, терминал Каримун, расположенный на индонезийском острове примерно в 37 км от Сингапура, в этом году принял более 500 тыс. тонн мазута (3,2 млн барр.) из порта Усть-Луга, что почти в пять раз больше, чем за аналогичный период 2024 года. Кроме того, в этого году впервые здесь было отгружено около 217 тыс. тонн (1,6 млн барр.) российского дизеля, а также 50 тыс. тонн (450 тыс. барр) нафты.

Если в начале 2024 года российские компании практически не пользовались данным портом, а доля российских грузов в общем объеме перевалки не превышала 0,26 %, то с октября прошлого года она начала резко увеличиваться. В итоге к четвертому кварталу 2024 года доля России в перевалке нефти и топлива через терминал Каримун выросла более чем на 60 %.

В апреле доля нефтепродуктов и нефти из России в общем объеме перевалки этого индонезийского терминала достигла 100 %. При этом, отмечает Kpler, только в марте на этом терминале разгружалось как минимум три судна, попавших под санкции.

Именно в начале второго квартала терминал Каримун выкупила у немецкой компании Oiltanking некая фирма Novus Middle East DMCC, зарегистрированная в Дубае, пишет Reuters.

Работа терминала особо не контролируется властями Индонезии. Министерство энергетики Индонезии заявило, что терминал находится в зоне свободной торговли вне юрисдикции ведомства. А Минэкономики Индонезии на вопросы Reuters не ответило.

По словам нескольких источников, нефть и топливо продаются на терминале через малоизвестные торговые фирмы, которые часто меняют названия, прежде чем отправиться в конечный пункт назначения. При этом нефтепродукты часто смешиваются перед повторным экспортом.

Тан Албайрак, юрист по международной торговле, специализирующийся на экономических санкциях и экспортном контроле в Reed Smith LLP, пояснил, что, хотя складское помещение может попасть под санкции, если оно принимает грузы с судна, находящегося под санкциями, смешивание или переработка самих продуктов приведет к появлению новой страны происхождения.

«Если полученный нефтепродукт действительно был переработан в другой нефтепродукт, то он будет считаться индонезийским, и санкции России на него больше не распространяются. Риска для игроков, находящихся ниже по цепочке, таких как трейдеры или покупатели, не будет», — сказал эксперт.

Рекомендации по теме