Один из величайших мифов энергетического перехода — проблема с аккумуляторами. Существует широко распространенная озабоченность по поводу их стоимости, а также вопрос о том, что мы будем делать с теми, которые должны быть заменены, о которых часто сообщают как о потенциально опасных для окружающей среды.
Это правда, что батареи когда-то были дорогими и плохо работали. Но, как это часто бывает с технологиями, за последнее десятилетие цены на литий-ионные аккумуляторы упали на впечатляющие 88%, и это далеко не самый низкий показатель. В 2020 году нам удалось опуститься ниже стратегического порога в 100 долларов за кВтч, снизившись на 13% по сравнению с 2019 годом, и это все еще в расчете на то, что технология будущего будет литий-ионной, что не учитывает потенциал других высокоперспективных технологий.
Десять лет назад многие люди считали, что проблема электромобилей заключается в необходимости замены их батарей; но теперь мы знаем по опыту, что батареи не только служат намного дольше, чем мы думали, но и намного превышают средний срок службы транспортных средств, от которых они получают электроэнергию: теперь есть батареи, срок службы которых составляет до шестнадцати лет или двух миллионов километров. Китайская CATL готова производить их, что значительно превысит гарантию, предлагаемую в настоящее время другими лидерами в этой области, такими как Tesla (восемь лет или 150 000 километров).
Вторая часть Великого мифа о батареях относится к переработке. Причиной этого является потребность в литии, которая, как правило, осуществляется путем открытой добычи полезных ископаемых, что наносит огромный ущерб окружающей среде. В настоящее время основное внимание уделяется его получению более устойчивыми и, прежде всего, более дешевыми методами.
Литий по-прежнему в основном добывается из открытых шахт, как в Австралии, или из подземных солевых отложений под дном высохших озер в таких странах, как Боливия, Чили или Аргентина. Открытая добыча требует использования ископаемого топлива, является экологически агрессивной, требует огромного количества воды и выделяет около 15 тонн углекислого газа на каждую тонну лития. Напротив, извлечение лития из геотермальных вод в таких местах, как Корнуолл, Германия или Соединенные Штаты, имеет гораздо меньший экологический след и очень низкие выбросы углерода.
Кроме того, существует давняя критика того, что литиевые батареи, которые мы используем во многих устройствах, не были переработаны, а просто превратились в электронные отходы. Это связано с тем, что небольшие размеры батарей в бытовой электронике и небольшое количество лития, которое они содержат, означают, что их утилизация не является экономически эффективной, но это не относится к батареям электромобилей.
Давайте внесем ясность: литий не загрязняет окружающую среду, и батареи легко перерабатываются, и это также в наших интересах. Более того, технология для этого развивается и становится все более эффективной. Литий стабилен и, в отличие от ископаемого топлива, не требует какого-либо сжигания. Когда автомобильный аккумулятор теряет свою емкость, его просто используют для других, обычно стационарных целей, например, на промышленных предприятиях или электростанциях. Когда он, наконец, перестает выполнять какую-либо функцию, обычно через несколько лет, его измельчают и превращают в материал для изготовления новых катодов, в процессе, который повторно использует 95% веса батареи.
Батареи, будь то для питания электромобилей, отопления наших домов или хранения энергии, производимой на возобновляемых источниках энергии, имеют основополагающее значение для понимания будущего энергетики. Лидерство нескольких компаний, связанных с технологиями, которые позволяют производить более дешевые и эффективные аккумуляторы, играет ключевую роль в понимании состояния Илона Маска конкурентоспособности стран. Чем скорее мы начнем разрушать необоснованные мифы о батареях и разбираться в факторах, определяющих их эволюцию в будущем, и в руководстве, необходимом для ее принятия, тем лучше для всех.