Ледокол-снабженец «СКФ Эндевор», обслуживающий морские платформы компании «Сахалин Энерджи», вышел из Сахалинского западного морского порта и держит курс на север Сахалина к платформе «Лунская-А». На своем борту он везет уникальное оборудование и необычный груз.
Впервые в истории реализации проекта «Сахалин-2» и впервые в мире ледокол-снабженец под флагом России будет выполнять установку фильтров для предотвращения выноса песка в газодобывающие скважины.
«Во время добычи газа давление в резервуаре падает, и порода начинает разрушаться, — рассказывает старший инженер по ремонту и заканчиванию скважин „Сахалин Энерджи“ Кирилл Гнатенко, — через какое-то время скважина начинает выносить песок, что приводит к понижению дебита. Поэтому с 2016 года мы заканчиваем газовые скважины с применением гравийной набивки в необсаженном стволе. Это делается для предотвращения выноса песка, который приводит к эрозии внутрискважинного и поверхностного оборудования, из продуктивного пласта».
Для выполнения этой операции на палубе судна установлен модуль весом 550 тонн. Столько весит одно лишь оборудование, без учета песка и жидкости-носителя (гель). Если же заполнить резервуары полностью, вес комплекса достигнет 1400 тонн.
Чтобы производить все эти работы, не прибегая к помощи иностранных судов, «Сахалин Энерджи» в декабре 2018 года приняла решение о модернизации «СКФ Эндевор».
Как отметил начальник отдела по морским операциям «Сахалин Энерджи» Александр Лукашик, теперь компания может выполнять весь цикл самостоятельно, таким образом экономятся время и деньги. «Кроме того, работа с новым оборудованием — это еще и новый опыт для экипажа судна и морского порта», — добавил он.
Комплекс полностью автоматизирован, поэтому для его обслуживания требуется минимум персонала. Мониторинг и управление ведется из контрольной комнаты.
По приходу к месту проведения работ гибкий шланг из нержавеющей стали с судна «СКФ Эндевор» поднимут краном на высоту 13-этажного дома до соединения на первой палубе«Лунской-А». Затем по шлангу будет подаваться смесь песка и геля. Чтобы обеспечить максимальную безопасность при проведении работ продуман каждый шаг операции, а для большей устойчивости на «СКФ Эндевор» установлена дополнительная независимая система динамического позиционирования, в дополнение к уже существующим двум,которая будет удерживать судно на одном месте во время закачки.
«Современный комплекс по контролю пескопроявления в скважинах, который установлен на нашем судне, позволяет производить работы в том числе и по гидроразрыву пласта. Все это влияет на рентабельность добычи углеводородов, -отметил капитан „СКФ Эндевор“ Владислав Платонов. — Наша цель — довести судно до точки назначения, подождать, пока приготовится платформа, подойти к ней и удерживаться возле нее до завершения операции. Задача эта отличается от тех, которые мы выполняли ранее, но мы справимся», — уверен капитан.
Высокотехнологичный модуль после окончания работ по набивке скважинных фильтров разберут и отправят на хранение до следующей операции.