Вчера, 20 декабря 2016 года, в центральном офисе агентства Интерфакс прошла совместная пресс-конференция представителей ПАО «МОЭСК» и ПАО «Мосэнергосбыт». Обсуждению подверглись сразу две темы — это проблема неплатежей и должников по договорам техприсоединения, а также подробное разъяснение ответственности, которую несут потребители за несвоевременную передачу показаний приборов учета. Пресс-конференцию посетил журналист ЭНЕРГОСМИ.
По словам Александра Пятигора, заместителя генерального директора по ТП (техприсоединению) и развитию услуг ПАО «МОЭСК», с 2013 года динамика по заключению и исполнению договоров ТП неуклонно растет. По прогнозам компании, за 2016 год количество новых присоединений будет на уровне 80 тыс. с суммарной мощностью в 2600-2700 МВт. При этом, он отметил что число реализованных договоров ТП в этом году уже превышает число заключенных договоров на 20%. Это обусловлено большим количеством присоединений физических лиц льготной категории (с мощностью до 15 КВт). Пятигор также рассказал, что ПАО «МОЭСК», в период с 2009 года по текущий, был потрачен большой объем вложений, около 13 млрд рублей в инвестициях, на реализацию данных договоров ТП.
В планах на 2017 год у компании – исполнение ок. 80 тыс. договоров ТП и заключение 70 тыс. договоров.
Между тем, из 13,4 млрд рублей фактических затрат, объем, согласованный регулирующими органами, составляет 4,1 млрд рублей, тогда как накопленный дефицит превышает 9 млрд рублей.
«На сегодня у нас просрочка по оплате взятых обязательств по договорам техприсоединения, в том числе и дебиторская задолженность составляет почти 9 млрд рублей. Это большой объем для компании и тяжелая ноша. Данный источник средств, которых мы недополучаем, возмещается путем допкредитования», — пояснил Пятигор.
Проблема неплательщиков, должников и незаконных подключений к сетям является обыденной для реалий России. Однако, электросетевые компании в последние годы организовывают и ведут усиленную административно-правовую борьбу с нарушителями и неплательщиками. Согласованность действий сбытовых компаний, увеличение рейдов и ужесточение правил учета, а также успешные примеры принятых мероприятий все чаще и чаще мелькают в заголовках пресс-релизов. ПАО «МОЭСК» в том числе активно борется со злостными нарушителями, создав свой филиал «Честный киловатт». Более подробно мы писали об этом в своей статье. Активную поддержку в этом оказывает Правительство, внося законопроекты и правки (в частности Постановление №999 от 05.10.16) усиливающие ответственность Заявителей ТП при допущении ими задолженностей по оплате.
Самыми проблемными должниками являются юридические лица, с потребляемыми мощностями по ТП более 670 КВт, они составляют 77% от всех должников по договорам.
«У ЗАО «Народные промыслы» с договором от 2008 года задолженность по оплате на сегодня составляет 50%, это почти 82 млн рублей. Также всем известный ЗАО «ФЦСР», жилая застройка, которая на сегодня уже действует, но при этом задолженность по оплате составляет 90 млн рублей», — рассказал Александр Пятигор про пятерку самых проблемных должников.
Остальными являются ОАО МТЗ Рубин» с суммой долга в 101,4 млн рублей, ООО «Шереметьево-4 (RDI Group) с долгом в более 120 млн рублей и ООО «Мартин Гарденс» с ошеломляющей задолженностью в 201,7 млн рублей.
МОЭСК и другие распределяющие компании в проблемах с должниками, неучтенной электроэнергией, дефицитом несут не только финансовые риски, но и административные, чего не понимают простые обыватели. Существуют большие административные риски для самих компаний и для должностных лиц, которым приходится отвечать за «дыры» в бюджете и проблемах с договорами перед ФАС и другими государственными структурами.
Заместитель директора по работе с клиентами в Москве ПАО «Мосэнергосбыт» Александр Дидоборщ привел свои данные по общей задолженности потребителей электроэнергии Москвы и Подмосковья. На 1 декабря 2016 года она составила 13,4 млрд рублей. Среди которых 9,7 млрд рублей задолженность юридических лиц, а бытовых абонентов – 3,6 млрд рублей. В этом году суммарная задолженность выросла на 4,2 млрд рублей.
По началу, в борьбе с неплательщиками применяются такие методы как продление сроков оплаты, ограничение потребителя в электричестве. Основанием для ограничения \ отключения электроснабжения является систематическая неоплата потребленной электроэнергии сроком более двух расчетных периодов (двух месяцев). Должника извещают официальными письмами и дают 30 календарных дней на устранение долга. На сумму долга начисляются пени. К юридическим лицам ограничение снабжения может применятся уже после первого месяца с целью недопущения роста задолженности.
Далее следует претензионная работа в отношении неплательщиков, а затем уже судебно-исковая работа.
За 2016 год без света остались 105 тыс. должников, а также 27 тыс. предприятий, потребителям было начислено 78 млн рублей пени. В судебном порядке взыскано с бытовых потребителей 366 млн рублей, в том числе в Москве 161 млн рублей, в Подмосковье — 204 млн рублей.
В отношении злостных нарушителей, которые и после решений суда продолжают накапливать долги и отказываются платить, предусмотрены дополнительные меры и санкции. В частности – списание средств с банковских карт, отправка сведений в Бюро кредитных историй. Доходит даже до ограничения выезда за границу. За 9 месяцев текущего года со стороны Мосэнергосбыта в Федеральную службу судебных приставов было подано 2343 заявления о вынесении постановления об ограничении права выезда должника за территорию РФ.
Энергетики напоминают, что передавать показания электросчетчика и оплачивать потребленное электричество необходимо ежемесячно. В случае отсутствия показаний, сбытовая компания в соответствии с действующим законодательством будет выставлять счет по среднему объему потребления.
К сожалению, как показывает практика, в большинстве случаев причиной просрочек платежей является халатное и безответственное отношение к необходимой регулярности в передаче показаний и оплате потребления электроэнергии. И это не смотря на то, что с каждым днем эти процессы становятся все более удобными и оперативными.
ПАО «МОЭСК»