Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Захоронение СО2 — решение или отсрочка? Европа запускает пилотный проект по захоронению СО2 на дне моря

Европа первой в мире шагнула в новую область борьбы с изменением климата. 14 мая на верфи Royal Niestern Sander на севере Нидерландов был спущен на воду первый в мире танкер для морской транспортировки сжиженного углекислого газа. Судно сможет ежегодно перевозить до 400 тыс. тонн сжиженного CO₂. Газ будет закачиваться в выработанное нефтяное месторождение в Северном море. Это первый в мире проект по коммерческому захоронению парниковых газов.

Инвестиционный проект Greensand под управлением Дании был окончательно утвержден в декабре 2024 года. Захоронение углекислого газа, добытого тем или иным способом на континенте (например, в результате прямого улавливания на предприятиях), будет происходить в пустотах бывшего нефтяного месторождения Nini West у побережья Дании — на глубине 1800 м ниже уровня моря. Ожидается, что углекислый газ может быть частично связан с горными породами или просто заперт в недрах Земли на сотни тысяч лет.

Уникальный танкер появился в результате партнерства между международной химической, производственной и энергетической компанией INEOS Energy и нидерландским судовладельцем и оператором Wagenborg Offshore. Захоронение 400 тыс. тонн CO₂ в год станет лишь первой фазой проекта, который, как ожидается, вырастет до 8 млн тонн CO₂ в год к концу десятилетия.

Начало эксплуатации судна ожидается в конце 2025 года или в начале 2026-го. Судно оборудовано уникальными системами охлаждения и контроля сжиженного углекислого газа. Это первый подобный проект в Европе и, возможно, в мире.

Рекомендации по теме