Индия по итогам нынешнего года впервые опередит Китай по приросту нефтяного спроса. Если в Китае потребление нефти, газового конденсата и легких углеводородов (этан, пропан, бутан) в 2024 г. увеличится на 90 тыс. баррелей в сутки (б/с), а в 2025 г. — на 250 тыс. б/с, то в Индии — на 220 тыс. б/с и 330 тыс. б/с соответственно. Согласно прогнозу Управления энергетической информации (EIA), Китай впервые за четверть века не станет лидером по абсолютному приросту спроса на нефть.
Суммарный прирост спроса на нефть в КНР в 2024 и 2025 гг. составит 550 тыс. б/с — это почти вдвое ниже, чем в 2023 г. (1,04 млн б/с). Сказалось исчерпание восстановительного роста после пандемии COVID-19. В январе 2023 г. в КНР был отменен обязательный карантин для прибывающих в страну туристов, а в августе того же года — ПЦР-тестирование. Это привело к взрывному росту воздушных перевозок: если в 2022 г. пассажирооборот гражданских авиарейсов в КНР был на 54,4 % ниже, чем в «доковидном» 2019 г., то в 2023 г. он превзошел докризисный уровень на 7,1% (данные Международной ассоциации воздушного транспорта). Однако в нынешнем году рынок авиаперевозок существенно замедлился: если в 2023 г. годовой прирост пассажирооборота составил 138,8 %, то по итогам первых девяти месяцев 2024 г. — лишь 13,2 %.
Исчерпание восстановительного роста заметно и по экономике в целом. Если в 2023 г. прирост ВВП в Китае достиг 5,2 %, то по итогам 2024 г. он составит 4,8 %, а в 2025 г. — лишь 4,5 %, согласно октябрьскому прогнозу Международного валютного фонда (МВФ).
Однако не менее важную роль играют электрификация легкового и газификация грузового наземного транспорта. Доля электрокаров, подключаемых и обычных гибридов в структуре продаж новых легковых авто в КНР в последние месяцы превышает 50 %, тогда как в начале пандемии COVID-19 она составляла менее 5 %. Как следствие, по оценке EIA, спрос на автомобильный бензин в КНР в августе 2024 г. сократился на 14% год к году, до 3,2 млн б/с. В свою очередь, продажи грузовиков на сжиженном природном газе (СПГ) в КНР по итогам первой половины 2024 г. выросли более чем вдвое, до 109 тыс. единиц, что сдерживает спрос на дизельное топливо.
В Индии более высокие темпы экономического роста сочетаются со сравнительно низкой электрификацией транспорта. Согласно прогнозу МВФ, прирост ВВП в Индии в 2024 г. составит 7 %, а в 2025 г. — 6,5 %. Доля электрокаров и подключаемых гибридов в продажах новых легковых авто в стране в 2023 г. составила лишь 2% (против 38% в КНР), а в структуре парка легковых автомобилей — 0,3 % (против 7,6 % в КНР). Драйвером спроса на нефть остается и растущая демография: если в Китае общая численность населения в 2023 г. находилась на том же уровне, что и в 2020 г. (1411 млн человек), то в Индии за этот период она увеличилась на 2,4 % (до 1429 млн).
Вдобавок, в Индии далеко не исчерпан потенциал урбанизации. Если в Китае на долю городов в 2023 г. приходилось 65 % численности населения, то в Индии — 36 %. Сокращение этого разрыва обеспечит рост спроса на нефтепродукты в нефтехимии, строительстве и транспорте. Поэтому Индия будет оставаться локомотивом на рынке нефти во второй половине 2020-х гг.