Глобальный спрос на нефть будет расти, как минимум, до 2030 г., следует из среднесрочного прогноза Rystad Energy, основанного на динамике потребления в 13 ключевых секторах, в том числе транспорте, нефтехимии, электроэнергетике и строительстве.
Крупнейшим сегментом рынка нефти остается наземный транспорт. По оценке Rystad Energy, на долю легковых и грузовых автомобилей по итогам 2024 г. будет приходиться в общей сложности 41,7 % общемирового спроса на нефть, тогда как на долю нефтехимии — 15,5 %, а на долю воздушных перевозок — 6,9 % (при доле всех прочих секторов в 35,9 %). Поэтому важным фактором для рынка нефти будет оставаться развитие электротранспорта, в том числе в сегменте легковых авто, где в прошлом году доля электрокаров и подключаемых гибридов в структуре продаж увеличилась с 16 % до 19 %.
По оценке Rystad Energy, сдерживающим фактором на пути внедрения электротранспорта будет оставаться низкое покрытие зарядной инфраструктуры (особенно в странах вне ОЭСР) а также риски снижения рентабельности для производителей электрокаров, связанных, в том числе, с высокой стоимостью металлов для катодов литий-ионных аккумуляторов (никеля, кобальта и лития). В свою очередь, тренды в грузовом транспорте будут определять как низкий уровень внедрения альтернатив двигателям внутреннего сгорания (в том числе автомобилей на топливных элементах), так и урбанизация в развивающихся странах, в том числе в Индии, которая пока что сильно отстает от Китая по доле городов в общей численности населения (36 % против 64 % в 2022 г.). Сокращение этого отставания будет стимулировать не только увеличение грузоперевозок, но и рост спроса на нефтепродукты в жилищном секторе, на долю которого по итогам 2024 г. будет приходиться 5,9 % общемирового спроса на нефть.
«Фаворитом» нефтяного рынка во второй половине 2020-х станет нефтехимия, где продукты переработки нефти — нафта и сжиженные углеводородные газы (СУГ) — являются сырьем для производства полимеров, которые используются в строительстве, автомобилестроении, трубной и пищевой промышленности и ряде других отраслей. В этом сегменте определяющую роль будет играть ввод новых нефтехимических производств. Согласно прогнозу Argus, глобальный объем мощностей по производству полиэтилена будет расти в среднем на 5,8 млн т в год и превысит 150 млн т в год к 2032 г. Роль драйвера сыграет Китай, на долю которого будет приходиться 43% прироста мощности.
Важным, но редко обсуждаемым фактором спроса будет отказ от сжигания биомассы для приготовления пищи и переход на использование СУГ в странах к югу от Сахары, который обеспечит прирост спроса на нефть на 1,5 млн баррелей в сутки (около 1,5 % от текущего общемирового спроса). Наряду с демографическим бумом в Африке, это повлияет на рост глобального спроса на нефть, который продолжится, как минимум, до конца 2020-х.