ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Вадим Дадыка: «Планируем этой осенью вывести на рынок уличный светильник»

На пресс-завтраке с генеральным директором ООО «АтомСвет» Вадимом Дадыкой журналисты ведущих отраслевых изданий смогли узнать о том, как продолжает развиваться известный отечественный производитель в нынешних непростых экономических условиях, будет ли спрос на качественное освещение и куда движется российский рынок светодиодных светильников. Публикуем ответы на наиболее важные вопросы, поднимавшиеся на мероприятии.

Вадим-Дадыка02

Изменился ли за последнее время круг поставщиков светодиодов для светильников «АтомСвет»?

На самом деле, для нас не принципиально, светодиоды какого производства будут использоваться в наших светильниках. Важны три параметра: эффективность, качество и цена. Поэтому мы постоянно отслеживаем ситуацию на рынке. Всего 1,5 года тому назад фактически не было конкуренции японским производителям. Но сейчас серьезное внимание обращаем на корейских производителей, в частности, на Seoul Semiconductor. Их светодиоды совершенно точно будем применять.

Для производства светодиодных светильников, помимо собственно светодиодов, используются и другие детали зарубежного производства, которые в рублевом исчислении подорожали из-за падения курса национальной валюты. Какую долю в структуре цены ваших светильников занимают импортные комплектующие?

В зависимости от конкретной комплектации светильника, от 35 до 42%. Но проблема не только в использовании импортных деталей. Мы сами делаем корпуса, используем провода российского производства… Но корпус делается из алюминия, провода содержат в себе медь. И то, и другое является биржевым товаром, цены на которые в рублях так или иначе связаны с колебанием курса национальной валюты. Поэтому падение курса рубля сказалось и на стоимости тех деталей, которые изготавливаются в нашей стране.

Получается весьма сложная ситуация для производителей энергоэффективных светильников. С одной стороны, цена светильника в рублях возросла, даже если он отечественного производства. С другой стороны, рост тарифов на электроэнергию в России законодательно ограничен. Получается, что сроки окупаемости проектов значительно увеличатся?

По опыту предыдущих кризисов можно предположить, что после нынешнего падения курса рубля в ближайшие несколько лет не будет столь резко меняться. Экономика страны не может существовать долгое время в условиях, когда цены на энергоносители в долларах значительно различаются на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому можно прогнозировать значительное увеличение цен на электроэнергию уже к началу 2016 года. Пройдет немного времени, и светодиодные светильники будут достаточно быстро окупаться.

Как продвигается знаменитый проект по созданию светильников для освещения теплиц? На выставке Light+Building 2014 компания «АтомСвет» представила светильник, спектр которого оптимизирован для выращивания салата. Удалось ли за прошедший год создать светильники для выращивания других сельскохозяйственных культур?

Испытания светильника, который демонстрировался год тому назад, показали, что не во всех теплицах он дает результаты лучше, чем традиционные светильники на основе ДНаТ.  Поэтому пришлось дорабатывать светильник. Месяц назад ученые из Российской академии наук подтвердили, что, по результатам испытаний усовершенствованного светильника салат действительно растет быстрее и гуще, чем при использовании светильников на основе натриевых ламп, вне зависимости от теплицы. При этом, по сравнению с указанными лампами, энергопотребление уменьшилось в 2,5 раза. Помимо салата, положительные результаты получены и на рассаде огурцов. В будущем планируем провести испытания светильников и для выращивания рассады помидоров. Более сложная задача, к решению которой мы пока не приступили — создание светильников для выращивания цветов в теплицах. Проблема заключается в том, что придется подбирать параметры освещения для каждого вида цветов. Но мы довольны тем, что у нас уже есть готовый светильник для выращивания салата, так как именно освещение теплиц с салатом является в нашей стране наиболее емким рынком.

Будете ли вы использовать в своей продукции светодиодные матрицы, изготовленные по технологии Chip-on-Board (COB)?

Есть две проблемы, связанные с технологией COB. Во-первых, она пока еще не совершенна. Во-вторых, она не подходит для решения задач в той нише, где мы работаем. Если бы мы занимались архитектурной или ландшафтной подсветкой, где требуется распределенный поток света, мы бы уже сейчас посмотрели в сторону COB. Специфика наших светильников заключается в том, что они имеют высокую степень защиты. Это обуславливает сложность отведения тепла от светодиодов. Отводить тепло от COB гораздо сложнее, чем от мощных светодиодов.

Но ведь промышленные светильники на основе COB уже выпускают не только малоизвестные китайские производители, но и очень серьезные компании…

У ведущих мировых производителей обычно есть несколько линеек продукции разного уровня. Они могут производить недорогую продукцию на основе COB, но премиум-класс предлагают на основе мощных светодиодов. На самом деле, мы не отвергаем вообще возможность того, что когда-нибудь будем производить светильники на основе COB. Мы внимательно отслеживаем развитие данной технологии. Но использовать ее в нашей продукции в ближайшие 2 года мы не планируем.

Большой интерес вызвала ваша новинка — модульная система Meccano. Каковы ее преимущества?

Meccano — это система, построенная на основе независимых модулей с заменяемыми драйверами. Основная идея заключается в том, что из модулей Meccano с помощью разнообразных креплений можно сделать конфигурацию практически любой геометрической формы.

С какими проблемами вам пришлось столкнуться при работе над уличными светильниками?

Для наших светильников традиционно характерна прямоугольная форма. Кроме этого, мы делаем, как правило, цельнолитые корпуса. Но заказчик предъявляет определенные требования к дизайну, прямоугольная форма его не устраивает. Опытный образец светильника в цельнолитом корпусе с дизайном, отличным от прямоугольного, оказался слишком тяжелым и дорогим. Мы переработали конструкцию, сделав корпус составным. Также нужно обеспечить совместимость, то есть возможность замены старого светильника на новый с сохранением освещенности на уровне не ниже, чем было. В настоящее время проблемы решены и уже осенью мы планируем вывести на рынок уличный светильник.

Планируете ли представить в ближайшее время новые светильники для ЖКХ?

Технические характеристики светильников для ЖКХ, которые мы сейчас производим, оказались слишком хорошими для данного применения. Поэтому мы хотим предложить рынку более специализированный продукт, представляющий собой светильник повышенной мощности для освещения помещений с высокими (порядка 4 м) потолками. Светильник для использования в ЖКХ будет представлять интерес, если он стоит порядка 1000 руб. Мы готовы предложить рынку такой продукт, если поймем, что нам удастся создать его, не поступившись нашими требованиями к качеству.

Как вы видите перспективы развития рынка светотехнической продукции в России в связи со сложившейся экономической ситуацией? Будут ли сокращаться затраты предприятий на переоборудование освещения?

Все будет идти, как и было запланировано, но гораздо медленнее. Затраты на переоборудование освещения однозначно будут сокращаться, и мы уже на себе это почувствовали. На любом предприятии замена освещения на светодиодное — однозначно инвестиционный проект. Нужно или брать деньги из оборотных средств, что проблематично, или брать кредиты, а наши предприятия и так сильно закредитованы. Но эти проблемы характерны не только для рынка освещения, но и вообще для любого технического перевооружения производства. Тем не менее, можно говорить и о положительных тенденциях. Пять лет тому назад светодиодные светильники были экзотикой, сейчас это норма. Можно сказать, что за этот период рынок сформировался. Очень важно, что значительно возрос уровень информированности участников рынка. Теперь потребители понимают, зачем им нужно светодиодное освещение. И в этом есть немалая заслуга журналистов.

 

Горячее