ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Как будет развиваться экспорт российского металлургического угля?

Как пишет журнал «Эксперт», после прошлогоднего эмбарго Евросоюза мы наблюдаем не просто смену рынков сбыта угля, но и сдвиг структуры экспорта в пользу более дорогого продукта — металлургического угля. Экспорт металлургического угля в Китай в 2022 г. увеличился на 127 % (до 21 млн т), а в Индию — на 144 % (до 9,3 млн т).

Спрос на металлургический уголь более стабильный, он в меньшей степени зависит от «зеленой» повестки и колебаний цен на другие энергоносители. Кроме того, российский металлургический уголь торгуется без дисконта к мировым бенчмаркам, в отличие от «обычного» энергетического. Аналитики агентства «Яков и Партнеры» называют наиболее перспективными рынками металлургического угля страны Юго-Восточной Азии и Индию, которая намерена нарастить выплавку стали к 2030 г. с нынешних 120 до 300 млн тонн.

Традиционное препятствие для наращивания объемов сбыта — дефицит пропускной способности восточной железной дороги. Особенно остро он ощущается на Дальнем Востоке — после ограничения поставок на европейские рынки туда устремились экспортеры всех видов грузов, далеко не только угля. Логичной альтернативой выступает маршрут через черноморские порты, ведь расстояние до западного побережья Индии отсюда меньше, чем из портов Дальнего Востока.

Аналитики ИРТТЭК согласны с мнением «Якова и партнеров»: России важно опередить своих конкурентов на рынке экспорта металлургического угля — Индию и Китай. Особую роль в этой гонке будет играть логистика. Самый перспективный маршрут — через порты Азово-Черноморского бассейна. За доступ к инфраструктуре Восточного полигона будет сохраняться высокая конкуренция грузоотправителей, что будет приводить к затягиванию сроков поставок сырья по БАМу и Транссибу. К тому же везти уголь через юг, по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай, зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток.

Перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать через призму государственных интересов. Регулятор неоднократно заявлял, в том числе на уровне премьер-министра Михаила Мишустина, о своих намерениях развивать транспортный коридор «Север-Юг» — путь в порты Ирана и Индии через Каспий. Реализация данных планов предполагает форсированное развитие портов АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры.

Однако, чтобы значимо нарастить экспорт угля в Индию, где пока еще есть возможность занять стабильную рыночную нишу, нужно, в первую очередь, решить проблему «узких мест» ж/д сети на южном направлении.

Перегруженность ж/д сети характерна и для юга. Как считает директор ИРТТЭК Сергей Воробьев, устранение инфраструктурных ж/д ограничений на южном полигоне — одно из условий для развития российского угольного экспорта в страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Горячее