Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Казахстан в 2023 г. может экспортировать не более 1,5 млн т нефти в обход России через Азербайджан, а в перспективе объемы поставок по данному маршруту вряд ли превысят 3 млн т/год нефти.

Логистическая схема поставок казахстанской нефти через Азербайджан предполагает перевозку нефти танкерами через Каспийское море с дальнейшей транспортировкой по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Транскаспийский участок этого маршрута обслуживается танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, такой небольшой размер обусловлен мелководностью Каспийского моря. Погрузка танкеров осуществляется в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.

В настоящее время экспортные поставки нефти Казахстана на 80 % идут через Россию по 2 трубопроводным маршрутам:

— по МНП Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 г. — 52,2 млн т),

— по МНП Атырау — Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 г. — 8,4 млн т, сейчас эти объемы частично переходят в МНП Дружба для поставок нефти в Польшу и Германию).

МНП КТК в 2022 г. несколько раз останавливал прокачку из-за ремонтов на морском терминале в районе г. Новороссийск. С учетом этих простоев и сложной политической обстановки, в т.ч. опасаясь влияния санкций против России на свой экспорт, Казахстан начал готовить альтернативные маршруты, в т.ч. МНП БТД. Ранее вице-премьер — министр торговли и интеграции Казахстана С. Жумангарин говорил, что МНП БТД в настоящее время загружен на 40 % и в нем остается порядка 20 млн т/год возможных емкостей для перевалки.

Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов. По договоренности между КМГ и SOCAR, не менее 50 % предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота, а их количество ограничено.

На данный момент флот танкеров типоразмера Caspian max Казмортрансфлота насчитывает 3 судна, помимо ТК Актау, это Астана и Алматы. В рамках расширения Транскаспийского маршрута в 2023 г. Казмортрансфлот планирует дополнительно ввести в эксплуатацию 2 новых танкера дедвейтом 8 тыс т, поставщиком новых судов выступит Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ). Nаким образом, танкерный флот компании для работы в Каспийском море вырастет до 5 судов (у ASCO танкерный флот в 4 раза больше).

Также мешают инфраструктурные ограничения. Максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год. В Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД. Для снятия этих ограничений потребуются инвестиции в расширение порта Актау и увеличения мощности МНП БТД. Также необходимы будут дноуглубительные работы в Каспийском море, что позволило бы использовать более крупные танкеры. Речь может идти об инвестициях в несколько десятков миллиардов долларов США.

Есть и экономические факторы. По данным Ъ, в рамках долгосрочных контрактов казахстанских грузоотправителей с КТК действует правило «качай или плати», кроме того, тарифы на прокачку остаются привлекательными. Поставки по МНП БТД дороже, чем через Новороссийск (до 100 долл. США/т против 38,4 долл.США/т).

Сам КТК, как ранее заявлял замгендиректора КТК-К К. Кабылдин, не видит рисков для себя от появления альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти. По оценкам К. Кабылдина, по всем альтернативным маршрутам, а также по направлениям на Махачкалу, Самару и через Баку на Батуми будет поставляться нефть, которая ранее не поставлялась через КТК. Через БТД может может поставляться до 3 млн т/год нефти из Казахстана с учетом ограничения в прокачке тенгизской нефти в связи с большим содержанием серы. Прокачку по КТК на 2023 г. консорциум прогнозирует на уровне 66 млн т (включая российских грузоотправителей) против 58,7 млн в 2022 г., все заявки грузоотправителей КТК готов удовлетворить в полной мере.

По расчетам Argus, общая мощность всех альтернативных направлений экспорта казахстанской нефти в обход России, в т.ч. на Китай, составляет 20–25 млн т/год. Ограничения на этих маршрутах связаны с дефицитом трубопроводных и перевалочных мощностей в регионе, нехваткой подвижного состава для ж/д-транспортировки, а также высокие транспортные расходы. При этом с учетом прогнозируемого в перспективе роста добычи на месторождении Тенгиз на 12 млн т/год Казахстан продолжит снижение зависимости от транзита через Россию и будет наращивать поставки МНП БТД. Также Argus ожидает повышения спроса со стороны Казахстана на железнодорожные цистерны с учетом дефицита собственного парка.

Читайте Insider

Журнал о кабельном бизнесе

Слушайте Kabel.FM

Первое кабельное радио!

Рекомендации по теме

Томские ученые создали электропроводящие полимеры для работы при экстремальных температурах
Обновление ассортимента измерительных трансформаторов тока от бренда EKF
Проект заботливой адаптации сотрудников компании «Электрорешения» (бренда EKF) отмечен главной отраслевой премией в России и СНГ InterComm2025
CHINT в России расширяет сотрудничество с «ВсеИнструменты.ру»
Сахалинэнерго продолжает обновление электросетевого комплекса Сахалина
BYD Qin L 2026: 2148 км на одной волне
«Подводную» майнинг-ферму обнаружили энергетики в Махачкале
В НГТУ НЭТИ разработали инновационный метод релейной защиты от витковых замыканий в обмотке статора синхронного генератора
На Белоярской АЭС успешно прошла испытания система звуковидения для реактора БН-800