ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Сможет ли Казахстан наладить экспорт нефти в обход России?

Казахстан в 2023 г. может экспортировать не более 1,5 млн т нефти в обход России через Азербайджан, а в перспективе объемы поставок по данному маршруту вряд ли превысят 3 млн т/год нефти.

Логистическая схема поставок казахстанской нефти через Азербайджан предполагает перевозку нефти танкерами через Каспийское море с дальнейшей транспортировкой по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Транскаспийский участок этого маршрута обслуживается танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, такой небольшой размер обусловлен мелководностью Каспийского моря. Погрузка танкеров осуществляется в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.

В настоящее время экспортные поставки нефти Казахстана на 80 % идут через Россию по 2 трубопроводным маршрутам:

— по МНП Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 г. — 52,2 млн т),

— по МНП Атырау — Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 г. — 8,4 млн т, сейчас эти объемы частично переходят в МНП Дружба для поставок нефти в Польшу и Германию).

МНП КТК в 2022 г. несколько раз останавливал прокачку из-за ремонтов на морском терминале в районе г. Новороссийск. С учетом этих простоев и сложной политической обстановки, в т.ч. опасаясь влияния санкций против России на свой экспорт, Казахстан начал готовить альтернативные маршруты, в т.ч. МНП БТД. Ранее вице-премьер — министр торговли и интеграции Казахстана С. Жумангарин говорил, что МНП БТД в настоящее время загружен на 40 % и в нем остается порядка 20 млн т/год возможных емкостей для перевалки.

Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов. По договоренности между КМГ и SOCAR, не менее 50 % предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота, а их количество ограничено.

На данный момент флот танкеров типоразмера Caspian max Казмортрансфлота насчитывает 3 судна, помимо ТК Актау, это Астана и Алматы. В рамках расширения Транскаспийского маршрута в 2023 г. Казмортрансфлот планирует дополнительно ввести в эксплуатацию 2 новых танкера дедвейтом 8 тыс т, поставщиком новых судов выступит Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ). Nаким образом, танкерный флот компании для работы в Каспийском море вырастет до 5 судов (у ASCO танкерный флот в 4 раза больше).

Также мешают инфраструктурные ограничения. Максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год. В Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД. Для снятия этих ограничений потребуются инвестиции в расширение порта Актау и увеличения мощности МНП БТД. Также необходимы будут дноуглубительные работы в Каспийском море, что позволило бы использовать более крупные танкеры. Речь может идти об инвестициях в несколько десятков миллиардов долларов США.

Есть и экономические факторы. По данным Ъ, в рамках долгосрочных контрактов казахстанских грузоотправителей с КТК действует правило «качай или плати», кроме того, тарифы на прокачку остаются привлекательными. Поставки по МНП БТД дороже, чем через Новороссийск (до 100 долл. США/т против 38,4 долл.США/т).

Сам КТК, как ранее заявлял замгендиректора КТК-К К. Кабылдин, не видит рисков для себя от появления альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти. По оценкам К. Кабылдина, по всем альтернативным маршрутам, а также по направлениям на Махачкалу, Самару и через Баку на Батуми будет поставляться нефть, которая ранее не поставлялась через КТК. Через БТД может может поставляться до 3 млн т/год нефти из Казахстана с учетом ограничения в прокачке тенгизской нефти в связи с большим содержанием серы. Прокачку по КТК на 2023 г. консорциум прогнозирует на уровне 66 млн т (включая российских грузоотправителей) против 58,7 млн в 2022 г., все заявки грузоотправителей КТК готов удовлетворить в полной мере.

По расчетам Argus, общая мощность всех альтернативных направлений экспорта казахстанской нефти в обход России, в т.ч. на Китай, составляет 20–25 млн т/год. Ограничения на этих маршрутах связаны с дефицитом трубопроводных и перевалочных мощностей в регионе, нехваткой подвижного состава для ж/д-транспортировки, а также высокие транспортные расходы. При этом с учетом прогнозируемого в перспективе роста добычи на месторождении Тенгиз на 12 млн т/год Казахстан продолжит снижение зависимости от транзита через Россию и будет наращивать поставки МНП БТД. Также Argus ожидает повышения спроса со стороны Казахстана на железнодорожные цистерны с учетом дефицита собственного парка.

Горячее