ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Замена ДВС: в Норвегии запустили первый в мире паром на жидком водороде

Морская администрация Норвегии предоставила разрешение на отплытие для судна MF Hydra – первого в мире парома на жидком водороде, эксплуатантом которого является компания Norled. Корабль длиной 82,4 метра, способный брать на борт 300 пассажиров и 80 легковых автомобилей, будет курсировать между коммунами Ельмеланн, Скипавик и Несвик на юге Норвегии.

Паром был спроектирован инженерной компанией LMG Marin и сконструирован вервью Westcon. Поставщиком водорода станет немецкая Linde, которая будет производить H2 на химическом комплексе Leuna в Германии с помощью электролизера с протонообменной мембраной (PEM). Установки такого типа применяют для производства водорода твердый полимерный электролит. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на их долю в 2021 г. приходилось 25% мощности всех действующих в мире электролизеров, тогда как 70% – на щелочные установки, использующие жидкий раствор электролита, а остальные 5% – на все прочие типы установок, включая твердооксидные электролизеры, задействующие тепловую и электрическую энергию для расщепления воды на кислород и водород при температуре свыше 1 000 градусов Цельсия.

Судно сможет развивать скорость до 9 узлов (16,7 км в час) с помощью двух топливных элементов мощностью по 200 киловатт (кВт), которые будут преобразовывать химическую энергию водорода в электричество. Паром также оснащен хранилищем водорода емкостью 80 куб. м и двумя электрогенераторами по 440 кВт, которые будут питать подруливающие устройства. Корабль после спуска на воду сможет обеспечивать на 95% меньше удельных выбросов углекислого газа, чем суда на мазутном топливе.

Начало коммерческой эксплуатации MF Hydra откроет дорогу применению топливных элементов в морском транспорте, где появляется все больше альтернатив использованию мазута и сжиженного природного газа (СПГ).  Например, нидерландская верфь Next Generation Shipyards в нынешнем году приступила к строительству судна Neo Obris, топливом для которого станет водород, получаемый путем смешения твердой соли – борогидрида натрия (NaBH4) – с чистой водой и катализатором. Судно длиной 20 м будет использоваться для водных прогулок между портом Амстердама, историческим центром города и Северным морским каналом Нидерландов.

Горячее