ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

«Теневой флот» российских танкеров

Россия незаметно сформировала «теневой флот» из более чем 100 устаревающих танкеров, чтобы обойти западные ограничения на продажу нефти, пишет Financial Times. По оценкам брокера агентства Braemar, Москва, которая в значительной степени нуждается в танкерах для перевозки своей нефти, купила более 100 судов в этом году как напрямую, так и через посредников. Энергетическая консалтинговая компания Rystad сообщает, что в 2022 году Россия добавила 103 танкера за счет закупок и перераспределения судов, обслуживающих Иран и Венесуэлу, это две страны, на которые распространяется западное нефтяное эмбарго.

Стремление Кремля собрать то, что поставщики нефти называют «теневым флотом», является попыткой обойти новые мировые ограничения на российскую нефть. Они включают в себя запрет ЕС на морской импорт, который вступил в силу, и новый предел стоимости в размере 60 долларов за баррель, который ЕС поддержал в пятницу и является частью более широкой инициативы G7.

Ожидается, что карательные меры ЕС и G7 отрежут Москву от значительной части мирового танкерного флота, поскольку страховщикам, подобным Lloyd’s of London, будет запрещено маскировать суда, перевозящие российскую нефть, независимо от их места стоянки, за исключением случаев, когда партия куплена ниже предельной стоимости. Однако Россия давно заявила, что не будет иметь дел ни с одной страной, установившей потолок цен на нефть.

В качестве замены Россия намерена использовать свой новый флот, чтобы попытаться обеспечить такие страны, как Индия, Китай и Турция, которые стали крупными потребителями ее нефти после отказа Европы. Приобретения в основном безымянных танкеров будут отслеживаться по значительному увеличению числа неназванных или новых покупателей, отображаемых в реестрах. Купленным судам по 12-15 лет, и можно ожидать, что они будут списаны в течение следующих нескольких лет, сказал Ануп Сингх, руководитель отдела анализа танкерного флота в Braemar.

Предполагается, что в 2022 году операторы, связанные с Россией, купили до 29 супертанкеров, называемых VLCC, гигантских нефтевозов, каждый из которых способен перевозить более 2 млн баррелей, сообщила Braemar Worldwide Power Company в презентации в прошлом месяце. Страна, скорее всего, дополнительно добавила 31 танкер размера Suezmax, способный нести около 1 млн баррелей каждый, и 49 танкеров Aframax, каждый из которых может перевозить около 700 000 баррелей.

В феврале запрет ЕС распространится и на импорт российских нефтепродуктов. России потребуется еще большее количество танкеров. Топливо, которое ранее могло продаваться в Европе, будет отправляться новым потребителям в Азии. По мнению брокеров Rystad, все российские объемы, перемещенные на рынок, могут, наконец, достичь 600 000 баррелей в сутки, если Москва нанесет ответный удар, перерезав поставки нефти по трубопроводам в Европу, которые не подпадают под санкции, до того, как у нее будет достаточно танкеров для перенаправления этих объемов.

Ранее сообщалось, что стоимость фрахта судов для поставок российской нефти начала резко расти, судовладельцы отказываются осуществлять перевозки из-за повышенных рисков в преддверии вступления в силу санкций Евросоюза 5 декабря. По информации Bloomberg, стоимость фрахта танкера после 5 декабря вырастет в среднем до $15 млн из терминалов в портах Балтийского моря до Индии. Ранее цена этой услуги составляла от $9 до $11,5 млн.

Горячее