Цены на литий в 2022 году устанавливают один рекорд за другим. С начала года они утроились, не в пример большинству других промышленных металлов, которые просели из-за угрозы всемирной рецессии. Сейчас литий стоит в 13 раз больше, чем два года назад, и это, пожалуй, рекорд среди всех значимых сырьевых товаров.
В 2022 ситуация стала как никогда острой. Производство электромобилей в I квартале выросло на 75 %, и ровно тот же показатель стал измерять долю батарей в глобальном потреблении лития. К слову, с 2019 по 2022 год общее потребление лития выросло в 2,1 раза, до предположительных 670 тыс. т карбоната — ни один из сырьевых товаров в этот период не знал такого скачка и близко. В целом предложение на сей раз сумело угнаться за спросом, по предварительным оценкам профицит должен составить чуть более тысячи тонн. Положение усложнилось недостаточным количеством запасов, а также логистическими проблемами из-за локдаунов в Китае.
Цены в результате росли весь год, в последнее время постоянно обновляя исторические максимумы. 1 ноября основной индикатор стоимости ресурса, спотовые цены на китайском рынке (в силу пока еще небольших объемов — ежегодный мировой оборот лития составляет всего $30 млрд — фьючерсного рынка по данному товару не существует) достигли 565 тыс. юаней, или $77 тыс., за тонну.
В данный момент все производители автомобилей догадываются об угрозе дефицита стратегически важного сырья и вкладывают сотни миллионов или даже миллиарды долларов в перспективные проекты месторождений: страх остаться без поставок на голодном пайке велик. Тем более что у автоконцернов есть крайне нехороший опыт последних лет с микрочипами, когда из-за нехватки деталей себестоимостью менее $10 на месяцы останавливались конвейеры, выпускающие машины с ценами в десятки тысяч долларов.
Производство или добыча руды лития в течение нескольких лет может стать настоящей «новой нефтью», открывая широчайшие возможности для целых экономик. Россия пока опаздывает — по прогнозным запасам этого ресурса наша страна находится на третьем месте в мире (хотя доказанные резервы составляют около миллиона тонн, в разы меньше, чем в странах-лидерах), однако добывающих мощностей здесь нет в принципе — только переработка. В результате из-за санкций под угрозой оказалось производство литий-ионных батарей в России, поскольку канадские компании, владеющие месторождениями в Аргентине и Чили, отказались поставлять руду на российские заводы.
Осенью 2021 года «Газпром» и Иркутская нефтяная компания договорились о добыче лития на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. Речь идет о разработке пластовых минерализованных подземных вод Ковыктинского месторождения, из которых могут извлекаться как сам металл, так и другие компоненты. Однако стоит понимать, что подобные проекты обеспечивают очень небольшие объемы добычи, которые недостаточны для удовлетворения даже небольших российских потребностей в производстве батарей или переработке с целью экспорта. Еще одно такое месторождение, Ярактинское, начнет выдавать литий только в 2024 году.
Более серьезный по своим масштабам проект — Колмозерское месторождение в Мурманской области. Оно было открыто еще в 1947 году, но к работе «Норникель» и «Росатом» приступили в этом году. В данном случае речь идет о запасах в сотни тысяч тонн. Тем не менее реализация проекта займет немало времени, так что первый литий с Российского Севера поступит на рынок только во второй половине текущего десятилетия.