1. Чтособой представляет «СКТ Групп» («SKT Group»)? До сих пор для многих остается непонятен статус структуры. С одной стороны, это управляющая компания, с другой – отдел продаж. Хотелось бы понимать, зачем нужно существование отдельной компании, а не просто несколько заводов внутри AKRON-HOLDING. Какие функции и взаимодействия осуществляет «СКТ Групп» с предприятиями, как распределяет заказы и спрос, как устроены бизнес-процессы? Особенно это интересно на фоне событий и новостного фона ХКА (Холдинг Кабельный Алянс), которую по слухам хотят ликвидировать. Не будет ли «СКТ Групп» повторять эту же историю? Выгодно ли формирование таких холдингов и в чем смысл для Акрона?
«СКТ Групп» – это самостоятельная компания, созданная для управления кабельными активами в Северо-Западном регионе. Мы – не управляющая, а производственная компания, одно юридическое лицо, объединившее мощности «Псковкабеля»,«Псковгеокабеля», «Балткабеля»,«Геотехнологий» и «Псковэлектросвара». Соответствующим образом выстроены и процессы внутри структуры.
Если говорить про создание холдингов, то это тренд, характерный не только для кабельной отрасли, но для многих других как в России, так и за рубежом. Для «AKRON-HOLDING» плюсы заключаются в первую очередь в повышении управляемости активами и в сокращении общепроизводственных и коммерческих затрат.
2. Будет ли «СКТ Групп» искать новые рынки и номенклатуру? На выставке «Нефтегаз» вы активно продвигали шлангокабель собственного производства. Расскажите о перспективных продуктах, рынках и нишах, в которых «СКТ Групп» будет специализироваться и планирует дальнейшее развитие?
Объединив большое количество производственных компаний, мы приобрели мощности и компетенции не только в кабельном производстве, но и в машиностроении, сварочном оборудовании. В наших активах инновационные и перспективные разработки и для нефтегазового комплекса. Поэтому мы продолжаем развивать эти направления, ибо нам удалось сохранить не только производственный комплекс, но и более 95% персонала, а значит, и уникальные компетенции.
3. Оборудование «Севкабеля» было вывезено в Псков. Где сейчас это оборудование, работает ли оно, что выпускается на бывших мощностях «Севкабеля? Удалось ли найти специалистов для работы, и как вы решаете вопросы кадрового голода в кабельной отрасли? Есть ли релокация для бывших сотрудников «Севкабеля»?
Практически все оборудование уже перевезли на новую площадку в Пскове. Идет монтаж оборудования, планируем весной 2022 года выпустить первую продукцию. Проект «Севкабель» — очень масштабный, как по инвестициям (а это более 2,5 млрд. рублей) и объему строительства (десятки тысяч квадратных метров новых цехов), так и по количеству создаваемых рабочих мест. Уже сегодня более 200 сотрудников работают в рамках проекта, еще порядка 800 предстоит привлечь. И это не только производственный персонал, это и технологи, конструкторы, специалисты по качеству, планированию производства, оптимизации процессов, аналитики, маркетологи, менеджеры по продажам…. Конечно, мы прилагаем большие усилия по поиску и привлечению иногородних специалистов с нужным опытом и компетенциями. Для этого сформирован специальный пакет для релокации. Но мы не забываем и про местные трудовые ресурсы. Уже стартовали программы по обучению и повышению квалификации сотрудников из Пскова, планируем в ближайшее время открыть центр обучения широкому кругу востребованных на предприятии специальностей. Работаем с образовательными учреждениями, приглашаем студентов для прохождения практики с прицелом на дальнейшее трудоустройство. Хочу отметить, что все сотрудники имеют возможность развивать свои компетенции и расти по карьерной лестнице не только внутри компании «СКТ», но также и внутри всего «AKRON-HOLDING». А это десятки компаний по всей стране, множество направлений работы и значительные перспективы.
4. Как устроено «сырьевое» взаимодействие с холдингом? Получается ли извлечь дополнительную прибыль или получить преимущества за счет использования собственной сырьевой базы?
Я думаю, многие знают, что «AKRON-HOLDING» – это один из крупнейших металлургических холдингов и производителей медной катанки в России. Поэтому будет логичным сказать, что он для нас – один из основных поставщиков сырья.
5. Расскажите о взаимодействии с «Инкатех», ведь формально вы находитесь внутри одного холдинга, непонятно, почему все кабельные активы не переданы в «СКТ Групп» полностью?
Что «СКТ Групп», что «Инкатех» – это самостоятельные компании, не зависимые друг от друга. «СКТ» изначально создавалась для управления активами на Северо-Западе, не было задачи объединения кабельных активов по всей стране под одним юрлицом.
6. Может ли «Севкабель» как бренд быть возрожден в рамках еще одного предприятия “СКТ-Групп”, или вопрос по бренду пока остается открытым? Если он будет вашим, будете ли вы его развивать отдельно или «СКТ» — это основной “зонтичный” бренд для всей продукции?
Мы – это часть истории «Севкабеля», с момента переноса части мощностей из Ленинграда и создании в Пскове филиала легендарного предприятия. Интересно отметить, что многие жители Пскова зачастую завод «Псковкабель» по традиции называют «Севкабелем». Прослеживается очень четкая взаимосвязь в сознании людей. Поэтому мы будем продолжать историю первого в стране завода, опираясь на вековые традиции, культуру заводов, знания и опыт сотрудников, умноженные на возможности, предоставляемые «AKRON-HOLDING».
7. Сейчас актуальны темы цифровизации, модернизации производств, внедрение роботов и других новшеств на предприятия. Как с точки зрения технологий производства и управления работают заводы «СКТ Групп»? Можете ли рассказать о своей цифровизации?
Есть темы модные, а есть эффективные. У нас все-таки достаточно молодая компания, поэтому свои усилия мы сфокусировали на наиболее эффективных направлениях. В работе большое количество проектов, реализации которых требует современное производство. Модернизируется инженерная инфраструктура, производственное оборудование, оптимизируются процессы производства, логистики и управления. Если придерживаться распространенной модели 5-ти уровней развития цифровой инфраструктуры – мы находимся в середине второго уровня и уверенно движемся к третьему. Подключена ERP-система, позволяющая проводить операционное планирование и расчет фактической позаказной себестоимости. Начата работа по внедрению элементов CRM, автоматизации и стандартизации отчетности в формате BI (в виде дашбордов), по описанию, оптимизации и переводу бизнес-процессов в цифровой вид. Конечно, реализация всех мероприятий требует времени, поэтому пока рано говорить о победах и достижениях. Но процесс идет очень активно.
8. Российский рынок ограничен – в первую очередь, спросом. Не секрет, что производственные мощности превышают имеющийся спрос. «СКТ» фактически только наращивает эти мощности за счет модернизации и приобретения производственного оборудования. Планируете ли вы экспорт как приоритет работы? Что делаете в экспортном направлении?
Мощностей в стране более чем достаточно, но тем не менее, в отдельных сегментах качественной и надежной продукции – меньше половины. К тому же, мы не наращиваем мощности с точки зрения рынка, мы их фактически запускаем после небольшого простоя. Естественно, в наших планах восстановить свои позиции на рынке, вернув долю «Севкабеля». Что касается экспортных поставок, мы данное направление рассматриваем как перспективное для поставок комплекса оборудования для повышения дебита нефтегазовых скважин на основе гибких полимерных труб, а также для поставок нашего автоматизированного оборудования для сварки трубопроводов, производительность которого в разы превышает имеющиеся аналоги.
9. Вопрос фальсификата остается актуальным. Влияет ли он на «СКТ Групп»? Хотелось бы получить примеры такого влияния или расчет «упущенной» прибыли, ведь складывается ощущение, что разговоры о том, что именно фальсификат убивает рынок – это заблуждение, а фальсификат – это просто симптом «мертвого» рынка?
Вопрос действительно актуален для «СКТ Групп» и всех производителей качественной и безопасной кабельной продукции. Как и все, мы несем потери от недобросовестной конкуренции, и эти потери ограничивают развитие отрасли. Вряд ли кто-то сможет с высокой степенью точности оценить эти потери, но, по моему мнению, они могут составлять миллиарды рублей ежегодно. Нельзя однозначно сказать, что фальсификат – это «убийца рынка». Это явление присутствует не только в России, но и во всех странах мира, включая самые развитые. Отличие только в размере этого явления. А большая доля фальсификата говорит о слабом техническом регулировании рынка, о недостаточной ответственности производителей и поставщиков фальсификата, а также о низком уровне технической подготовки представителей заказчиков.
10. «AKRON—HOLDING» — член Ассоциации «Электрокабель», а «СКТ» — активный участник других проектов в сфере борьбы с контрафактом и фальсификатом. Расскажите о вашем взаимодействии и «общественной» работе.
«СКТ» – инициатор многих антиконтрафактных проектов, которые были приняты и запущены в реализацию. Мы заинтересованы в активном взаимодействии со всеми участниками рынка и регулирующими органами, чтобы максимально усложнить жизнь производителям, поставщикам и заказчикам фальсификата. Впереди большая работа, которая рано или поздно даст свой результат.
11. Какие перспективы, планы и цели вы ставите перед собой на ближайшее время? Каким вы видите будущее «СКТ Групп»?
В среднесрочной перспективе компания планирует войти в пятерку крупнейших производителей кабельной продукции в России. Кроме этого, стать заметным игроком в зоне нефтесервисных услуг, используя наши уникальные разработки по увеличению дебита. А еще вывести на рынок автоматизированные сварочные комплексы, существенно увеличив скорость строительства и прокладки трубопроводов, в первую очередь – для газа.
12. Нам всегда важно получать обратную связь про RusCable.Ru и то, чем мы занимаемся. Поэтому хочется услышать — как нам развиваться как медиа и что вы ждете от RusCable.Ru?
«Рускабель» за последние годы значительно изменился, стал более активным, подача материала стала интереснее и нагляднее. Большой интерес вызывает серия репортажей о знаковых предприятиях отрасли, видеоинтервью с руководителями компаний. С точки зрения развития хотелось бы больше слышать не только о кабельщиках, но и про других участников рынка: производителях сырья, потребителях, научно-исследовательских институтах. Интересен был бы обмен опытом с европейскими и азиатскими кабельщиками.
Вопросы интервью: Сергей Кузьминов