Новый прогноз BloombergNEF — рост парка электромобилей, увеличение потребления электроэнергии и снижение потребления нефти

Компания BloombergNEF (BNEF) выпустила очередной ежегодный долгосрочный прогноз развития электрического транспорта Electric Vehicle Outlook (EVO).

Перспективы для электромобилей лучше, чем когда-либо, считают авторы. Но правительствам нужно сделать очень многое, чтобы транспортный сектор достиг нулевого баланса выбросов углерода к 2050 году.

В документе подробно анализируются экономические и технологические тенденции по сегментам транспортного сектора и странам. Впервые определяется, что потребуется, чтобы вывести развитие транспортного сектора на траекторию совместимую с задачей достижения «чистого нуля» к 2050 году.

Любопытно, сегмент двух- и трехколёсных транспортных средств развивается по траектории, ведущей близко к нулевому балансу выбросов к этой дате, исключительно на основании технологических и экономических факторов.

Сценарий «экономичного перехода» (ETS) BNEF, который не предполагает никаких дополнительных мер политики, приводит к росту глобальных продаж легковых автомобилей с нулевым уровнем выбросов с 4% рынка в 2020 году до 70% к 2040 году. Это значительное повышение прогноза по сравнению с прошлогодним выпуском документа, в котором доля электромобилей в продажах в 2040 году прогнозировалась на уровне 58%.

Как и в прошлом году, BNEF считает, что в течение прогнозного периода – в средине 2030-х годов — в мире будет достигнут максимум (пик) продаж автомобилей (см. верхний график).

В странах лидерах, таких как Китай, США и страны Европы доля продаж автомобилей с нулевым уровнем выбросов по новому прогнозу даже выше, чем обозначенные 70%, но более низкий уровень внедрения электрического транспорта в странах с развивающейся экономикой снижает средний мировой показатель. В сегменте автобусов продажи машин с нулевым уровнем выбросов вырастут до 83% к 2040 году. Доля лёгких коммерческих автомобилей с нулевым уровнем выбросов вырастет с 1% сегодня до 60% за тот же период времени, а средних и тяжёлые грузовиков до чуть более 30% (сегодня она почти нулевая).

Колин МакКеррахер, главный по транспорту в BNEF, отмечает: «Рост электротранспорта — это потрясающая история успеха на сегодняшний день, и будущее рынка электромобилей светлое. Но на дорогах по-прежнему находится более 1,2 миллиарда автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и парк меняется медленно».

Тем не менее, даже в сценарии ETS структура мирового парка сильно изменится, как мы видим на следующем графике:

В нынешнем докладе BNEF добавила сценарий нулевого уровня выбросов (NZS), реализация которого, по мнению авторов, не слишком вероятна, поскольку «окно возможностей быстро закрывается».

В сценарии показано, что легковые автомобили с нулевым уровнем выбросов должны составить почти 60% продаж в своем сегменте во всем мире к 2030 году, то есть их должно быть продано 55 млн штук. В таком случае сектор выходит на траекторию «нулевых выбросов» к 2050 году. Для сравнения, в сценарии ETS доля электромобилей в продажах в 2030 году составляет 34% (32 млн единиц).

Авторы подчеркивают необходимость более жесткой политики, направленной на снижение выбросов, особенно в сегменте тяжелых грузовиков. «Помимо введения более жестких стандартов экономии топлива или выбросов CO2 для грузовиков, правительствам, возможно, потребуется рассмотреть мандаты на декарбонизацию автопарков. Им также следует подумать о стимулах для перевозки грузов на машинах меньшего размера, которые могут электрифицироваться быстрее, чем более крупные».

Изменение топливной структуры транспортного сектора приведёт к снижению потребления нефти.

В сценарии ETS к 2050 году оно сократится на 18,6 млн баррелей в день – см. график:

В сценарии NZS потребление нефти к 2050 году падает до нуля.

В обоих сценариях довольно быстрое снижение потребления нефти в секторе начнётся в начале 2030-х годов:

А что с электроэнергией?

В сценарии ETS доля автомобильного транспорта будет составлять 9% глобального потребления электроэнергии в 2040 году, а в сценарии NZS 14%.

Также отмечается, что в сценарии NZS критически важна вторичная переработка аккумуляторов. Без неё известных в настоящее время запасов лития может не хватить.