Биотопливный бум может угрожать продовольственной безопасности

По мнению инсайдеров, стремящихся сократить выбросы углекислого газа в отрасли, за экологически чистым авиационным топливом, похоже, будущее авиаперевозок. Цены на растительные масла уже растут до многолетних максимумов, в результате чего цены на другие продукты питания достигли максимума с 2014 года.

Ранее в этом месяце Навин Тукрал и Гэвин Магуайр из агентства Reuters написали, что цены на растительное масло выросли до почти рекордных максимумов с тех пор, как президент Байден дал понять, что существенное увеличение производства биотоплива будет важной частью его программы перехода в энергетике. Они отметили, что это подняло продовольственный индекс ООН до самого высокого уровня за семь лет. Это означает, что продукты питания становятся более дорогими для бедных людей в развивающихся странах, таких как Индия и многие африканские страны.

Справедливости ради, в анализе Reuters также отмечаются сезонные и нестандартные факторы, влияющие на повышение цен на растительное масло, в том числе нехватка рабочей силы на плантациях пальмового масла в Азии и суровые погодные условия в ключевых регионах-производителях. Пополнение запасов после локализации коронавируса также было одним из факторов, толкающих цены на растительное масло вверх. Но даже если бы эти факторы отсутствовали, мы имеем дело с более дорогими растительными маслами из-за энергетического перехода.

Британская консалтинговая компания Thunder Said Energy недавно сообщила, что мировое производство биотоплива может вырасти с 3,5 миллионов баррелей нефтяного эквивалента в день до 20 миллионов баррелей нефтяного эквивалента в сутки в рамках продвижения более чистой энергии.

Это должно быть отличной новостью для фермеров, но не так уж плохо и для нефтепереработчиков: в прошлом году Philips 66 заявила, что собирается превратить нефтеперерабатывающий завод в Сан-Франциско в завод по производству биотоплива. Marathon Petroleum также готовится превратить свой нефтеперерабатывающий завод Martinez в завод по производству биотоплива. Крупнейшая французская компания Total поставила на повестку дня целую стратегию в области биотоплива.

В прошлом месяце несколько руководителей авиакомпаний встретились с представителями администрации Байдена, чтобы обсудить выбросы и варианты государственных стимулов для авиационного биотоплива как способа сокращения этих выбросов. По словам главы Европейской отраслевой ассоциации «Авиалинии Европы», эти виды топлива могут сократить выбросы авиационной промышленности более чем на треть. И тем не менее, они собираются сделать кулинарное масло намного дороже в процессе. Не только это, но они — и биотопливо в целом — могут привести к крупномасштабной вырубке лесов.

По данным Thunder Said Energy, увеличение предложения биотоплива с 3,5 млн баррелей в сутки до 20 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки потребует еще 100 млн акров земли для посадки и выращивания культур, необходимых для их производства. Это несмотря на то, что авторы доклада называют великодушным предположением, что промышленность захватит все отработанные масла и другое исходное сырье на основе отходов биотоплива, которое производит мир, что, безусловно, является большой натяжкой.

Таким образом, даже с учетом всех отходов, которые могут быть преобразованы в биотопливо, нам потребуется очистить 100 миллионов акров земли для выращивания масличных культур. По данным консалтинговой компании, восстановление 100 миллионов акров лесов компенсирует в восемь раз больше выбросов углекислого газа, чем озеленение этих 100 миллионов акров зерновыми культурами для производства биотоплива.

Кулинарное масло является незаменимым продуктом питания во всем мире. Однако в Индии люди уже начинают ограничивать его использование из-за более высоких цен. Тукрал и Магуайр из Reuters цитируют брокера по растительному маслу из Индии, который говорит, что ожидания увеличения спроса на растительное масло после окончания вызванных пандемией блокировок уже разрушаются, поскольку более высокие цены разрушают спрос. А те переоборудованные нефтеперерабатывающие заводы в США даже не начали производить биодизель баррель за баррелем.

Что интересно, не все экологи являются поклонниками биотоплива.

«Биотопливо — это ложное решение, которое не обезуглероживает авиаперелеты», — заявила в прошлом месяце Клэр Лейквуд, специалист по климатическому праву из Центра биологического разнообразия, в комментариях к встрече руководителей авиакомпаний с правительственными чиновниками. «Реальные меры по снижению эмиссии самолетов требуют отказа от грязных, стареющих самолетов, максимального повышения эксплуатационной эффективности и финансирования быстрого развития электрификации».

Действительно, биотопливо не совсем обходится без выбросов. Оно намного чище, чем ископаемое топливо — примерно на 50 процентов чище, — но оно выделяет углекислый газ, что вряд ли устроит сторонников концепции абсолютного нуля для энергетического будущего мира. Но есть еще кое-что. Производство биотоплива дорогое. По данным Thunder Said Energy, более дешевое биотопливо имеет уровень безубыточности в 70 долларов за баррель. Более дорогие продукты, такие как экологически чистое авиационное топливо или SAFs, имеют гораздо более высокие уровни безубыточности, некоторые из которых достигают 125 долларов за баррель.

По словам консультанта, это означает, что сырая нефть должна стать намного дороже, чем сейчас, чтобы оправдать серьезный переход на биотопливо. Тем не менее, по мнению сторонников низкоуглеродной энергетики, затраты не являются проблемой, потому что первоочередной задачей является сокращение выбросов. Но добавьте к высоким затратам риск обезлесения и угрозу продовольственной безопасности уязвимых сообществ, и биотопливо перестанет выглядеть как простое и элегантное решение проблемы выбросов в транспортной отрасли.

«Существует этот вековой спор о еде и топливе, но никто не осмеливается говорить об этом, поскольку сейчас все дело в зеленой энергетике», — сказал аналитик по пищевым маслам Дораб Мистри. «Потребуется много времени, прежде чем люди действительно попытаются замедлить темпы производства зеленой энергии».

Возможно, пора начать говорить об этом и обо всех других проблемах, сопровождающих движение зеленой энергии. В конце концов, разговор о проблеме — это первый шаг к ее решению.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ