Могут ли автомобили на топливных элементах конкурировать с бумом электромобилей?

По мнению европейских автопроизводителей, водородные автомобили не являются жизнеспособной альтернативой электромобилям. И это несмотря на миллиарды долларов, которые их собственные правительства вкладывают в водород.

«Вы не увидите использования водорода в автомобилях», — заявил недавно исполнительный директор Volkswagen Герберт Дисс. «Даже через 10 лет, потому что физика, стоящая за этим, настолько неразумна».

В этом Дисс, похоже, разделяет мнение человека, которого он видит в качестве главного конкурента: Илона Маска, который несколько лет назад сказал, что водородные автомобили «невероятно тупы». За последние пару лет водород как топливо и как средство хранения энергии набирает все большую популярность, но каким-то образом водородные автомобили не смогли добиться успеха в каком-либо смысле, сравнимом с электромобилями.

Это из-за двух вещей. Во-первых, технология водородных топливных элементов является дорогостоящей, и с ее помощью не удалось добиться значительного сокращения затрат, которое технология электромобилей — особенно технология батарей — зафиксировала в недавнем прошлом, что сделало некоторые электромобили вполне доступными. Во-вторых, еще предстоит сделать крупные инвестиции в строительство водородных заправочных станций. 

Быстрая зарядка — или заправка — это, пожалуй, главное преимущество водородных автомобилей перед электромобилями. Невозможность уехать далеко — это по-прежнему является проблемой электромобилей. Но водородным автомобилям по-прежнему нужно топливо, а это топливо легко воспламеняется. Иногда это вызывает пожары на заправочных станциях.

У некоторых автопроизводителей действительно есть программы водородных автомобилей, в том числе Toyota с ее Mirai, которая была первым серийным водородным автомобилем в мире. У Hyundai также есть водородная модель Nexos, и даже европейский автопроизводитель BMW планирует выпустить водородный автомобиль в следующем году. Означает ли это, что появятся водородные автомобили, что бы ни думали Дисс и Маск? Еще нет.

В отчете Financial Times отмечается, как все крупные европейские автопроизводители играли с технологиями топливных элементов, прежде чем тихо сдались, в том числе Volkswagen и даже Mercedes, которые десятилетиями пытались заставить водородные технологии работать на них.

Тем не менее, технология топливных элементов может стать жизнеспособной в будущем, по крайней мере, по мнению главы Renault по альтернативным видам топлива. Филипп Превель сообщил, что, хотя обычные легковые автомобили, использующие технологию топливных элементов, вряд ли станут экономически жизнеспособными в течение следующих десяти лет, некоторые автомобили в закрытых сетях или на фиксированных маршрутах могут сделать это раньше, вероятно, потому, что легче создать заправочные станции на двух концах фиксированного маршрута.

Действительно, инфраструктура заправочных станций, кажется, является самым большим препятствием, и не только в Европе. Это проблема и в Соединенных Штатах, на их единственном рынке водородных автомобилей — Калифорнии.

«Мы — ранний рынок, и эти автомобили недешевы для аренды или продажи», — говорит Кейт Мэлоун из California Fuel Cell Partnership. «Большинство станций сосредоточено в городских районах Калифорнии. Но мы заметили большой прогресс. Настоящая проблема — это развертывание заправочной сети. Но машины уже здесь. Они хороши, люди их любят».

Получается замкнутый круг: чтобы купить автомобиль на топливных элементах, водитель должен знать, что заправочных станций будет достаточно. Но чтобы строить АЗС, компаниям нужно знать, что на них будет достаточно водителей. А пока нет, по крайней мере, в Европе и США.

Возможно, мнение, которое разделяют Дисс из VW и Маск из Tesla, — это не что иное, как кислый виноград. В конце концов, VW уже вложил миллиарды в производство электромобилей и вряд ли захочет увидеть конкуренцию со стороны другой технологии, в которой отсутствуют основные проблемы электромобилей. Tesla также полностью сделала ставку на электромобили, поэтому альтернативы вряд ли станут поводом для радости.

Однако Китай делает ставку на эти альтернативы вместе с электромобилями. В прошлом году Пекин заявил, что направит пакет мер по совершенствованию цепочки поставок водородных автомобилей и развитию соответствующих технологий, чтобы сделать водородные автомобили более популярными в стране. Планируется, что к 2030 году на дорогах Китая появится миллион автомобилей на водороде.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ