ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Кулинарное масло может стать топливом для вашего следующего полета

Кулинарное масло может стать топливом для вашего следующего полета

Идея полета на самолете, заправляемом отходами растительного масла, десять лет назад была бы нелепой. Теперь это реальность. Некоторые считают, что экологически чистое авиационное топливо — единственный способ значимой декарбонизации авиаперевозок.

Устойчивые виды авиационного топлива могут снизить выбросы углерода в отрасли на 34 процента. Об этом недавно заявил управляющий директор Airlines for Europe, торговой организации, представляющей 70 процентов отрасли.

«SAF — это огромная часть, 34% всего потенциала сокращения выбросов к 2050 году», — сообщил Томас Рейнарт. «Это исключает около 10% компенсации за выбросы углерода. Наибольшая доля сокращения выбросов приходится на усовершенствованные авиационные технологии — 37%».

Отработанное масло и мусор

Но из чего сделано это экологически чистое авиационное топливо? Что ж, отработанное кулинарное масло — одно из сырьевых материалов, используемых при их производстве. Другие включают животные жиры и другие растительные масла, твердые отходы домашних хозяйств и предприятий, в том числе такие вещи, как бумага и упаковка, и даже пищевые отходы, как подробно описывает BP.

Это делает экологически чистые авиационные топлива вдвойне выгодными: с одной стороны, они сокращают выбросы в результате полета до 80 процентов, а с другой — они сокращают количество отходов, попадающих на свалки. Экологически чистое топливо можно смешивать до 50 процентов с обычным авиационным топливом, не влияя на характеристики самолета.

Интерес к топливам растет благодаря их способности сокращать выбросы в течение их жизненного цикла. Углекислый газ, поглощаемый растениями, который затем превращается в биомассу, используемую для производства SAF, рассчитывается по сравнению с выбросами углекислого газа при сгорании этого SAF во время полета. Это способ расчета или оценки большинства общих выбросов. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в этом году производство SAF достигнет 100 миллионов литров. Еще 7 миллиардов литров находятся в договорах форвардной закупки. Более 45 авиакомпаний попробовали экологически чистые виды топлива.

Надо сказать, что 100 миллионов литров — это еще немного. Спрос на реактивное топливо в 2019 году составлял в среднем 7,5 миллиона баррелей в день, что делает объемы экологически безопасного авиационного топлива, используемого в отрасли, довольно мизерным. Тем не менее, на авиакомпании растет давление, чтобы они использовали его чаще, и это давление приносит свои плоды: American Airlines недавно заключила сделку с немецкой транспортной и логистической компанией Kuehne + Nagel, чтобы продать ей часть своих кредитов на возобновляемые источники энергии, полученных за использование SAF.

Если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть. SAF не исключение. Правда, они имеют гораздо меньший углеродный след, чем обычное реактивное топливо, из-за сырья, из которого они производятся. Но хотя это сырье звучит как неограниченный ресурс, это не так. Фактически, наличие достаточного количества отходов, пригодных для превращения в экологически чистое авиационное топливо, довольно ограничено, что является большим препятствием на пути SAF к господству.

В недавней статье в Advanced Clean Tech News автор Джон Леонард отмечает, что даже в Калифорнии, которая имеет щедрые субсидии на экологически чистое авиационное топливо, спрос на SAF превышает их предложение. По словам Леонарда, в данном случае проблема заключается в политическом ландшафте: он способствует большему производству биодизеля, чем экологически чистого авиационного топлива. Кроме того, производство биодизеля дешевле.

В долгосрочной перспективе

Стоимость, пожалуй, самая большая проблема для экологически безопасного авиационного топлива. 

Затраты на производство SAF останутся такими же высокими, как и сейчас, сказал не кто иной, как вице-президент одного из крупнейших производителей экологически безопасного топлива Neste. Торстен Ланге добавил в интервью отраслевому изданию CAPA, что это поставит авиакомпании, использующие SAF, в невыгодное конкурентное положение по сравнению с их конкурентами, «до тех пор, пока пассажиры не начнут выбирать перевозчиков исключительно на основе устойчивости», — пишет Simple Flying.

Это время, когда пассажиры выбирают перевозчиков исключительно на основе устойчивости, может быть не слишком далеко в будущем, хотя это будет иметь значение только в том случае, если есть достаточно состоятельные пассажиры, которые могут позволить себе полеты на SAF-топливе.

Но даже если это время придет, проблема с доступностью вполне может остаться. Neste, по словам Ланге, в настоящее время производит около 100 000 тонн экологически чистого авиационного топлива в год. Компания планирует увеличить объем поставок до 1 миллиона тонн к 2023 году, поэтому увеличение поставок — и значительное — возможно, по крайней мере, для Neste. Но для сравнения: потребление реактивного топлива перед пандемией составляло около 330 миллионов тонн в год, а это означает, что 1 миллион тонн Neste будет каплей в море реактивного топлива, если потребление когда-либо восстановится до уровня, предшествующего пандемии.

Промышленность хочет сократить выбросы, сообщил в прошлом месяце Ян Путцгер из Load Star со ссылкой на руководителей. Тем не менее, доступность SAF делает это проблемой.

«Нам нужны совместные усилия и поддержка политиков по всему миру, чтобы дать четкий сигнал производителям топлива — нам нужно больше топлива из возобновляемых источников энергии, нам нужно более экологичное авиационное топливо», — цитирует Путцгера слова пресс-секретаря логистической компании DB Schenker.

Таким образом, как и другие возобновляемые виды энергии, SAF нуждаются в сильной поддержке правительства, включая политику, направленную на поощрение большей доступности и более низкой стоимости. На данный момент, однако, ЕС ставит перед авиакомпаниями целевые показатели по сокращению выбросов, которые они обязаны достичь или понести последствия. Это побудило бюджетные авиакомпании попросить Брюссель распространить требования на выбросы не только на европейские рейсы, но и на мировые. Это один из способов уравнять игровое поле. Отрасль нуждается в большем количестве подобных способов, прежде чем SAF получат шанс выполнить свои обещания.

Горячее