ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Амбиции, прогресс и разногласия: амбиции ЕС в отношении морской ветроэнергетики

Амбиции, прогресс и разногласия: амбиции ЕС в отношении морской ветроэнергетики

Лидируя в оффшорном ветре, Европе есть чем гордиться. Однако сам ЕС предупреждает, что для достижения своих углеродных целей ему еще многое предстоит сделать. 

На первый взгляд, Европа вполне может преуспеть в своей цели сократить выбросы углекислого газа, продвигать возобновляемые источники энергии и свою программу зеленой экономики. 

С 2005 года ЕС почти удвоил производство электроэнергии за счет возобновляемых источников, обеспечив около 34% энергоснабжения блока в 2019 году. Это всего лишь около 38% от общего объема производства ископаемого топлива в том же году. Учитывая амбиции ЕС возглавить мир в борьбе с изменением климата, эти цифры являются многообещающими.

Однако история не так проста. Честолюбие и энтузиазм есть, но уже есть опасения, что честолюбие может не соответствовать действиям – или, если это так, эти действия могут в конечном итоге закончиться неудачей. Любые шаги по решению проблемы изменения климата должны быть приняты, но предпринимаемые шаги должны быть практическими и требовать сотрудничества.

Зеленая сделка для всех

В 2020 году Европейская комиссия приблизилась к закреплению своего «зеленого соглашения» — радикального плана по достижению углеродной нейтральности к середине века, который также изменит экономику от сельского хозяйства до промышленности, продвинет более экологичные социальные изменения и не оставит ни одну страну позади. То, чего в плане не хватало по весу – менее 25 страниц, – он восполнял амбициями и решимостью.

Арджун Флора, британский аналитик Института экономики энергетики и финансового анализа, говорит: «Зеленая сделка направлена на то, чтобы подтолкнуть ЕС к достижению своей цели иметь чистые нулевые выбросы парниковых газов к 2050 году, а также обеспечить двигатель для устойчивого экономического роста и справедливого перехода во всех странах-членах и затронутых отраслях промышленности».

В рамках этой цели ЕС заявляет, что увеличение производства морской ветроэнергетики будет иметь важное значение.

«Это ставит галочки не только для внутреннего производства чистой энергии и создания рабочих мест, но и для бренда ЕС, являющегося ведущей мировой европейской промышленностью», — говорит Флора.

Как и во многих новых политиках ЕС, эта цель часто заглушается дискуссиями. Эта сделка является «стратегией роста» для ЕС, она определяет отрасли и предприятия, которые, по ее словам, являются устойчивыми и достойными инвестициями для частных инвесторов через свою таксономию. 

Это, говорит Флора, хорошая новость для оффшорного ветроэнергетического сектора: «Оффшорный ветер, безусловно, квалифицируется как зеленая инвестиция».

По крайней мере, так было бы, если бы это можно было согласовать. В конце 2020 года десять государств-членов ЕС выразили обеспокоенность тем, что проект руководящих принципов не классифицирует газ в качестве переходного топлива. Неудивительно, что эти государства были в основном южными и восточноевропейскими, где уголь является доминирующим источником энергии. Группа заявила, что переходный статус должен быть предоставлен газу, особенно когда он используется для перехода с угля.

Если отбросить эту внутреннюю политизацию, то перед блоком стоит огромная задача. Проект документа ЕС предупредил, что если союз хочет достичь своих целей 2050 года, ему нужно будет увеличить мощность морского ветра до 300 ГВт – эта цифра составляет сегодня 12 ГВт – требуя, по оценкам, €789 млрд инвестиций. Устанавливая промежуточную цель на 2030 год, ЕС заявил, что такие проекты, как расширение сетевой инфраструктуры и генерация, имеют жизненно важное значение. Инвестиции в сети, по его словам, должны будут удвоиться в течение предстоящего десятилетия до €60 млн ежегодно.

Генерирование финансов

Итак, как это можно финансировать? ЕС указывает на свой Фонд восстановления и устойчивости в размере 672,5 млрд. евро, который предусматривает выделение не менее 37% средств на «зеленый переход», а также на другие источники финансирования, включая фонд ЕС по связыванию Европы, Европейский инвестиционный банк, другие международные и многосторонние финансовые учреждения и InvestEU.

«Это, безусловно, может помочь стимулировать новые проекты. Однако для того, чтобы действительно достичь целевых показателей роста в течение следующих десятилетий, необходимо привлечь гораздо больше частного капитала в финансирование и рефинансирование отрасли»,-предупреждает Флора.

ЕС считает, что большая часть инвестиций будет исходить от крупных энергетических компаний, но Флора утверждает, что этого все еще может быть недостаточно.

«Это означает, в частности, институциональные инвестиции со стороны управляющих активами и пенсионных фондов. По мере того как проекты отходят от старых доходов, основанных на субсидиях, к продажам коммерческой электроэнергии и, следовательно, к изменению цен на электроэнергию, это потребует определенной формы снижения риска. Это может быть обеспечено с помощью двусторонних контрактов на разницу или других форм стабилизации доходов», — говорит он.

Сегодня оффшорная ветроэнергетика в значительной степени зависит от проектного финансирования, причем соотношение долга и собственного капитала растет по мере развития технологий и того, как кредиторы все более комфортно воспринимают риски.

Однако этот сектор является высококонкурентным, что в конечном счете препятствует прибыльности любого отдельного проекта.

«Задача по-прежнему заключается в привлечении достаточного капитала для поддержки масштабов развертывания, необходимых для достижения поставленных целей. Это происходит как на более рискованной стадии развития и строительства, так и тогда, когда активы находятся в эксплуатации», — добавляет Флора.

Есть и хорошие новости. Он говорит, что в последние годы наблюдается растущая диверсификация инвесторов в ветроэнергетику, в том числе из коммерческих банков, институциональных кредиторов, таких как управляющие активами и пенсионные фонды, а также экспортно-кредитные агентства. Однако это должно продолжаться, и необходимо учитывать ценовой риск торговой мощи. Гарантии ЕС и государства, гранты и усовершенствованные процессы выдачи разрешений могут помочь на более ранних стадиях; но для долгосрочных владельцев и кредиторов предсказуемость денежного потока является ключевым фактором.

Опасность и обещание

«Хорошая новость заключается в том, что макро-рыночные тенденции кажутся благоприятными», — добавляет Флора. «Инфляция, как ожидается, останется низкой, сохраняя низкие капитальные затраты и инвесторов, ищущих доходность. Рынок зеленых облигаций является горячим и растущим, с растущим давлением на инвесторов, чтобы они были ESG (экологические, социальные и управленческие) во главе своих ассигнований».

С этим растущим акцентом, частный капитал все чаще бросает вызов, чтобы продемонстрировать приверженность ценностям ESG. Увеличение инвестиций в возобновляемые источники энергии является одним из наиболее очевидных способов сделать это, считает Флора, хотя отдача от инвестиций имеет решающее значение.

Это, по его словам, одна из самых больших проблем, стоящих перед отраслью и ее привлекательностью для частных инвестиций. Можно почти утверждать, что оффшорный ветроэнергетический сектор в какой-то мере стал жертвой своего собственного успеха, достигнув того, на что многие надеялись, но сделав это таким образом, что это бросает вызов доверию инвесторов. В то время как «растущее проникновение» оффшорного ветра в энергетический комплекс Европы подтолкнуло потребительские цены вниз, это «увеличило волатильность».

Флора говорит, что это означает, что маржа проекта будет сокращена с течением времени, если только не удастся снизить эксплуатационные расходы или повысить эффективность производства: «В то время как более дешевая энергия в конечном счете хороша для потребителя, это означает, что меньше капитала поступает к владельцам проекта и кредиторам, что делает его менее привлекательным вложением с течением времени и, следовательно, труднее оправдать финансово».

В декабре 2020 года ЕС принял выводы по европейскому сотрудничеству в области морского ветра, дав политическое направление деятельности Европейской комиссии. Это то, что Флора в значительной степени положительно оценивает, но есть риски для самого оффшорного ветра, если его реализация и Зеленая сделка не будут должным образом управляться. Эта опасность потенциально скрыта желанием не выглядеть бескомпромиссным или не желающим вводить новшества.

Флора предупреждает, что если традиционные разработки на шельфе будут ограничены в пользу более ранних стадий технологий, это может помешать сектору. На вопрос, считает ли он, что существует риск того, что стремление диверсифицировать энергетический баланс и разработать новые технологии может оказать пагубное воздействие на морскую ветроэнергетику, он ответил просто: «Да».

«Особенно от шумихи вокруг хранения водорода и углерода захвата. Обе эти концепции потенциально могут поглотить огромные объемы финансирования, которые можно было бы немедленно направить на разработку существующих решений, таких как оффшорный ветер, энергоэффективность, инвестиции в энергосистемы и хранение энергии».

Отрасль находится в том, что может стать решающим моментом. Управляется правильно, есть место для всех. Однако есть опасения, что невыносимые ценники, усугубляемые нестабильностью рынков и непредсказуемостью денежных потоков, могут отпугнуть инвесторов. Существуют способы защиты от них, такие как корпоративные соглашения о покупке возобновляемых источников энергии, но многое еще предстоит сделать. То, что ЕС сделает дальше, будет с нетерпением ожидаться.

Горячее