Может ли Китай превратить Мьянму в одну из крупнейших нефтяных держав?

Две страны, связанные источником энергии, Китай и Мьянма, стали более близкими партнерами за последние несколько лет благодаря их соединению через нефтепровод. Убедившись в успехе транспортировки энергоносителей между двумя странами, Китай планирует в ближайшие годы и дальше инвестировать в Мьянму.  В 2019 году по трубопроводу Китай-Мьянма было транспортировано 10,8 млн тонн сырой нефти. Две страны, которые ранее имели мало соединений за пределами своей границы, полагались на трубопровод для транспортировки энергии, в результате чего объем перевозок увеличился примерно на 6,3 процента в годовом исчислении и оценивается примерно в 5,5 миллиардов долларов.

Китай также импортировал около 3,4 миллиона тонн природного газа из Мьянмы в 2018 году, что на 54 процента больше, чем в 2018 году. 

Нефтепровод Китай-Мьянма протяженностью 1420 км был построен в 2017 году для передачи источника энергии после предварительного строительства трубопровода природного газа между двумя странами в 2013 году. 

Теперь Китай объявил о планах по расширению газовой и нефтяной инфраструктуры с портом Кьяукпью в Мьянме в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), чтобы связать Китай с рынками в Азии, Европе и Африке. Оба правительства подписали соглашение о проведении технико-экономического обоснования строительства 650-километровой железной дороги, которая свяжет глубоководный порт в штате Ракхайн со штатом Мандалай в январе этого года. Мандалай, где находится второй по величине город Мьянмы, затем будет связан по железной дороге с Музой на границе с Китаем. 

Проект железной дороги будет следовать той же траектории, что и существующие нефте- и газопроводы. В настоящее время по нефтепроводу нефть транспортируется из Индийского океана на нефтеперерабатывающий завод Anning, контролируемый государством PetroChina, мощностью 260 000 баррелей в сутки в провинции Юньнань. В среднем 203 000 баррелей нефти в сутки поступает по трубопроводу Бирма-Роуд. 

План строительства железной дороги был разработан после официального визита президента Китая Си Цзиньпина в Мьянму в 2020 году, результатом которого стало несколько инвестиционных планов. Проект экономического коридора Китай-Мьянма — лишь часть китайского плана BRI. 

После нескольких лет политической нестабильности Мьянма постепенно возвращает доверие и инвестиции Китая. Вооруженные конфликты в стране пока не затронули нефте- и газопроводы, которые по-прежнему обещают энергетические связи между двумя государствами. 

В настоящее время Китай получает 95 процентов импорта энергии по морю, а Мьянма предлагает жизненно важные альтернативные источники энергии через сушу. Страна также предлагает замену зависимости Китая от ближневосточной нефти, особенно из Саудовской Аравии и Ирака, где расположены 104 блока нефти и природного газа, что больше всего среди всех членов АСЕАН. 

Продолжение инвестирования в усовершенствование трубопровода для вывода его на полную мощность может привести к увеличению импорта нефти из Мьянмы на 4,3 процента от общего объема импорта Китая. Существующий трубопровод уже изменил лицо Мьянмы, что привело к строительству дорог по всей стране и принесло пользу экономике в целом. Связь между двумя государствами привела к развитию нефтехимической промышленности Мьянмы, а также к усилению индустриализации и предоставлению жизненно важных возможностей трудоустройства для населения Бирмы.

В целом, увеличение инвестиций из Китая в энергетический сектор Мьянмы может привести к сдвигу в стране, что приведет к большей индустриализации и экономической стабильности. Кроме того, эта сухопутная связь с Индийским океаном обеспечивает Китаю большую энергетическую безопасность, в конечном итоге помогая стране уменьшить ее зависимость от ближневосточных нефтяных и морских связей. 

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ