Международная морская организация (IMO) утвердила в пятницу запрет на использование мазута на судах в Арктике, но экологические организации раскритиковали новое постановление как «пронизанное лазейками», которое продолжит реабилитировать некоторых загрязнителей до конца 2020-х годов. Комитет по защите морской среды (MEPC) ООН принял решение запретить использование мазута (HFO) и его перевозку для использования судами в арктических водах после 1 июля 2024 года.
Противоречие в новом регламенте возникает из-за нескольких положений. Один освобождает от налога суда с топливными баками внутри двойного корпуса, а другой дает странам, находящимся в арктических водах, право освобождать суда, плавающие под их флагами в Арктике, до 1 июля 2029 года.
Альянс за чистую Арктику в пятницу осудил утверждение «запрета с лазейками на использование и перевозку мазута в Арктике (HFO), заявив, что он оставит Арктику, ее коренные общины и дикую природу перед угрозой разлива тяжелого дизельного топлива еще на десять лет».
«Приняв решение ускориться с одобрением этого возмутительного запрета, IMO и ее государства-члены должны взять на себя коллективную ответственность за то, что не смогли обеспечить подлинную защиту Арктики, коренных общин и дикой природы от угрозы мазута,» — говорится в заявлении ведущего советника Альянса за чистую Арктику д-ра Сиан Прайор.
«Сейчас крайне важно, чтобы прибрежные арктические государства не прибегали к выдаче разрешений судам под своим флагом», — добавляет Прайор.
Согласно официальному документу Международного совета по чистому транспорту (ICCT) за 2020 год, использование тяжелого нефтяного топлива в Арктике выросло на 75 процентов в период с 2015 по 2019 год.
«По мере того как в арктический флот входят новые суда, особенно нефтеналивные танкеры и сухогрузы, все больше судов будет иметь право на освобождение. Кроме того, если корабли поменяют флаг на арктические государства, большее число судов может претендовать на освобождение от ответственности, и эффективность запрета будет еще больше подорвана», — говорится в сентябрьском документе ICCT.