Насколько большим может стать пузырь Tesla?

Вот один факт, который каким-то образом выходит за рамки логики: Tesla стоит в пять раз больше, чем GM и Ford вместе взятые. Компания EV, которая довольно долгое время служила посмешищем для консервативных инвесторов, с одной стороны, и фаворитом продавцов на короткие сроки, с другой, теперь сообщила о пяти последовательных квартальных прибылях. Таким образом, у нее хорошие перспективы, и ожидается, что продажи электромобилей значительно увеличатся.

Неудивительно, что другие рынки электромобилей стремятся повторить ее успех.

Ранее в этом месяце Wall Street Journal сообщал о двух стартапах по производству электромобилей, которые стали публичными в последние месяцы — у каждого из которых почти нет дохода или нет совсем. Еще четыре компании с нулевым доходом в сегменте электромобилей планируют стать публичными, и трейдеры спешат покупать, потому что электромобили, согласно большинству отчетов по этой теме, являются следующим большим достижением.

Уже есть дорожные карты для инвестирования в сектор, и эти дорожные карты предполагают, что будущее этих претендентов на электромобили настолько далеко от уверенности, что шумиха вполне может надувать пузырь, который готов лопнуть при малейшем прикосновении.

Производитель электромобилей Fisker стал публичным на прошлой неделе, его акции выросли на 13% в первый день торгов. Как Nikola и Lordstown Motors, он сделал это путем слияния с компанией Blank check, — это новый способ выхода стартапов на биржу, поскольку они стремятся сделать это как можно раньше, воспользовавшись нынешним всплеском интереса трейдеров к электромобилям.

У Fisker есть прототип электрического внедорожника Ocean, производство которого планируется начать через два года. Недавно компания заключила сделку с канадской Magna International на поставку платформы для автомобиля, которую она будет производить на одном из своих европейских заводов. Похожая сделка с Volkswagen распалась. И акции компании отреагировали на эту новость резко — и отрицательно.

Акции другого стартапа электромобилей, Lordstown Motors, также дебютировали на фондовом рынке на прошлой неделе с сильным приростом. К концу недели ралли закончилось, и компания упала в совокупности на 28,3%, согласно отчету CNBC. Lordstown Motors планирует производить электрический пикап на своем заводе в Огайо, продвигая его как первый полностью электрический грузовик для коммерческих парков. И это, возможно, лучшее решение, принятое в последнее время в сегменте электромобилей.

Tesla недавно заявила, что планирует начать поставки своего внедорожника Model Y в следующем году. Тем временем у Ford и GM есть свои планы по производству электромобилей в категориях грузовиков и внедорожников. GM недавно продемонстрировала электрический Hummer, а Ford собирается выпустить свой Mustang Mach-3 к концу этого года. Это компании, имеющие большой опыт производства автомобилей, а также средства и ресурсы для их производства. 

Рынок уже переполнен, но некоторые считают, что есть место для большего количества производителей электромобилей из-за перспектив развития технологий. 

«Существует четкий и сильный будущий рынок для электромобилей и всех других элементов, которые необходимы для их эксплуатации, таких как зарядные сети, аккумуляторы и техническое обслуживание», — говорит Тим Перера, заместитель директора CIL Management Consultants.

Тем не менее, по словам Переры, крупные автопроизводители имеют преимущество перед стартапами, поскольку массовые автомобили всегда будут чрезвычайно конкурентной игрой.

«Мы видели это на примере некоторых крупных игроков, таких как Dyson, которые безуспешно пытались закрепиться на рынке. В конце концов, большинство крупных автомобильных игроков осознали потенциал (и, что более важно, риск для них) электромобилей и получили много преимуществ перед стартапами: налаженные каналы продаж и распределения, сервисные сети, производственный опыт и узнаваемость бренда».

Акции стартапов электромобилей очень волатильны. Согласно Goldman Sachs, эти акции, как правило, демонстрируют сильный дебют, но позже уступают более широкому рынку, так как некоторые покупатели их акций торгуются на ажиотажах вокруг этих компаний, и как только они начинают утихать, они уходят.

Вот что случилось с Nikola. Компания, которую часто называли соперником Tesla, в начале этого года сильно дебютировала на рынке, а затем, несколько месяцев спустя, ее акции рухнули из-за обвинений в том, что ее флагманский электронный грузовик был намного дальше от выхода на рынок, чем компания обещала. В настоящее время компания торгуется значительно ниже своих пиковых значений в этом году.

«Стартапам необходимо будет адаптироваться, чтобы преуспеть в этой конкурентной экосистеме», — считает Перера из CIL Management Consultants. «Конечно, будут проигравшие, но некоторые могут сработать. Существуют значительные возможности для инвесторов, но их выявление потребует четкого представления о факторах, необходимых для успеха в данной сфере, и некоторой склонности к риску. Ключевой вопрос, который должны задать себе инвесторы: «Как вы можете извлечь выгоду из ажиотажа, роста рынка и инвестиций, не принимая на себя слишком большого риска сражений, в которых вы не выиграете?»

На этот вопрос сложно ответить, особенно для нового поколения трейдеров, которые, похоже, больше заботятся о количестве внимания средств массовой информации, которое привлекает компания, а не о каких-либо измеримых показателях эффективности.

«Хорошее повествование — важная составляющая хорошего основателя и предпринимателя, но лучше бы оно не было единственным компонентом», — говорит основатель стартап-инвесторской компании Synapse Partners Эвангелос Симудис.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ