Семь процентов — это доля электромобилей и гибридов в процентах от общих продаж по состоянию на первый квартал этого года. В конце марта на британских дорогах было около 110 000 электромобилей. И все же Национальная сеть страны планирует всего за два десятилетия вывести 30 миллионов человек. Это возможно? Некоторые утверждают, что целеустремленность европейских правительств в отношении электромобилей может закрыть им глаза на все проблемы, связанные с крупномасштабной электрификацией транспорта, такие как необходимость создания инфраструктуры для зарядки, которая способна справиться с ожидаемым ростом продаж электромобилей в ближайшие годы.
Действительно, инфраструктура вызывает серьезную озабоченность. Недавнее исследование, проведенное Deloitte, показало, что почти половина британцев подумали бы о покупке электромобиля, но треть были обеспокоены тем, что не будет достаточно точек для зарядки, чтобы поездки были беспроблемными. И это самая большая проблема электромобилей. Тем не менее, по данным National Grid, эта проблема будет решена к 2030 году, когда Великобритания прогнозирует, что на дорогах будет около 30 миллионов электромобилей.
Как можно достичь такой амбициозной цели? С помощью правительства, и в значительной степени. Уже есть несколько довольно привлекательных стимулов: водители, покупающие электромобили, могут получить грант на подключаемый автомобиль в размере до 35 процентов от цены автомобиля, но не более 4370 долларов (3500 фунтов). Они также освобождены от акциза на транспортные средства, который другие водители должны платить за новую машину, и они также освобождены от уплаты сбора за въезд в Лондон. Кроме того, полная стоимость автомобиля не облагается налогом, а парковка предоставляется бесплатно в нескольких местах по всей стране.
Однако даже с этими стимулами, электромобили составляют менее 7 процентов от общего объема продаж автомобилей, что поднимает вопрос о том, что еще можно сделать, чтобы побудить респондентов исследования Deloitte перестать думать о покупке электромобиля в качестве следующего автомобиля и просто сделать это.
Один из способов — рекламировать электромобили как более дешевые автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Это может показаться удивительным, но согласно исследованиям Direct Line, британской страховой компании, электромобиль в конечном итоге становится дешевле, чем автомобиль с ДВС. Исследования показали, что в то время как цены на электромобили выше более чем на 6000 долларов, ежегодные налоги и расходы на техническое обслуживание на 49% ниже для аналогичного автомобиля с ДВС. Это могло бы быть неплохим стимулом, если бы не тот факт, что стоимость страховки электромобилей на 25% выше, чем у автомобилей с ДВС. Зачем? Из-за «текущих производственных затрат и сложностей, связанных с калибровкой компьютеров, используемых в этих автомобилях».
Итак, на данный момент кажется, что государственных стимулов для водителей электромобилей недостаточно, чтобы мотивировать массовый переход на электромобили. И все же в Великобритании установлен крайний срок для отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и этот срок приближается. Заменить их нечем, кроме электромобилей. Стремление сделать это как можно скорее настолько сильно, что главный консультативный орган Великобритании по вопросам изменения климата, Комитет по изменению климата, призвал правительство перенести крайний срок отказа от автомобилей с ДВС не позднее 2035 года на 2032 год.
По мнению сторонников перехода, эта цель вполне достижима, если давление на потребителей с целью перехода на электромобили будет продолжаться. Конечно, это положительный вид давления, включающий в себя стимулы и пользу для окружающей среды, и он работает. В июне, когда общие продажи автомобилей в Великобритании упали почти на 35 процентов, продажи электромобилей подскочили на целых 73,3 процента.
Однако в этих цифрах есть оговорка.
«Многие из июньских регистраций могут быть связаны с тем, что клиенты, наконец, смогли получить свои заказы до пандемии, и аппетит к значительным расходам остается под вопросом», — сказал генеральный директор Общества производителей и продавцов автомобилей Майк Хоуз.
Несмотря на это, в долгосрочной перспективе ожидается, что электромобили будут доминировать в транспортной сфере. Фактически, поэтапный отказ от автомобилей с ДВС может быть перенесен на 2030 год, а не на 2032 год, по словам главы британского подразделения Shell Шинед Линч. Как? С «правильной политикой и стимулами».
Другими словами, люди должны знать, что они получают выгодную сделку, покупая электромобиль вместо автомобиля с ДВС, и они также должны быть уверены, что будет много мест, где они смогут зарядить этот электромобиль и довольно быстро. Эта последняя часть — то, что автопроизводители, делающие ставки на электромобили, должны решить, но вопрос инфраструктуры зарядки — и более эффективных стимулов — находится в руках правительства. Эта зарядная инфраструктура должна появиться до того, как люди начнут покупать электромобили миллионами.