Цены на экологически чистый водород упадут на 50% в течение следующих десятилетий

В последнее время водород, самый распространенный элемент во Вселенной, отвоёвывает внимание у электромобилей и возобновляемых источников энергии. Из своего рода бутикового автомобильного топлива пару десятилетий назад водород превратился в один из приоритетов чистой энергетики на будущее. И это будущее может быть для нее довольно светлым, поскольку цены на его производство из возобновляемых источников энергии упадут вдвое. Исследование, проведенное по заказу Международного совета по чистому транспорту, показало, что средняя цена за килограмм водорода, произведенного путем электролиза с использованием солнечной или ветровой энергии, упадет примерно на 50 процентов в период с 2020 по 2050 год в США и Европе.

Было исследовано три сценария в зависимости от того, подключен ли электролизер — установка, которая расщепляет воду на водород и кислород — к сети, к генератору возобновляемой электроэнергии или к сети, но служит хранилищем. Также рассматриваются три технологии производства энергии из возобновляемых источников, включая солнечную энергию в коммунальном масштабе, наземный ветер и морской ветер.

Результаты этого исследования, безусловно, обнадеживают компании, стремящиеся сделать водород следующим доминирующим топливом. И это не только компании. Никто иной, как Европейский Союз, разработал целую водородную стратегию для своего будущего, сосредоточив внимание именно на зеленом водороде, в отличие от так называемого голубого водорода, который производится из природного газа, и серого водорода, производимого из угля.

ЕС заявил, что водород будет играть ведущую роль в декарбонизации транспорта и производства. К 2030 году компания планирует построить не менее 40 ГВт электролизных мощностей, из которых 6 ГВт будут введены в эксплуатацию к 2024 году. Новости о снижении цен на зеленый водород, должно быть, стали поводом для празднования в Брюсселе.

Однако стоит отметить, что, сосредоточившись на зеленом водороде, Европа будет тратить много денег на обеспечение производства водорода без выбросов, а не на производство голубого водорода, который включает природный газ и который намного дешевле, чем даже будущие цены на зеленый водород.

Согласно исследованию, проведенному по заказу ICCT, цена за килограмм водорода, производимого на гидролизере, подключенном к сети, в настоящее время составляет 8,81 доллара США. К 2050 году эта цифра упадет до 5,77 доллара за килограмм. Однако согласно водородной стратегии ЕС цена за килограмм голубого водорода, полученного путем улавливания и хранения углерода, в настоящее время составляет 2,36 доллара (2 евро). Также согласно этой стратегии цена зеленого водорода колеблется от 2,95 до 6,49 доллара за килограмм (2,5-5,5 евро).

В обоих исследованиях отмечается, что цены зависят от местоположения, поэтому на самом деле они сильно различаются от места к месту. И это еще не все. Цены, рассчитанные в исследовании по заказу ICTT, не включают стоимость строительства инфраструктуры для транспортировки и хранения водорода. Стратегия ЕС предусматривает то, что Oxford Energy называет прагматическим подходом: сначала строить транспортную инфраструктуру вокруг крупнейших потребителей водорода в кластерах и лишь в конечном итоге расширять ее по всему континенту. В некоторых частях континента водород будет транспортироваться по трубопроводам, ранее использовавшимся для природного газа.

Прагматизм, безусловно, позволяет сэкономить деньги. Но ЕС, если не США, производит впечатление, что прагматизм не является его приоритетом. Сокращение выбросов есть. Это потребует больших денег. Кстати, для этого тоже потребуется много водородных проектов. Как отмечает Oxford Energy в анализе стратегии ЕС, в стадии разработки находится всего 4,5 ГВт проектов зеленого водорода. Если ЕС хочет достичь своей цели, ему потребуется около 20-30 ГВт проектов на стадии разработки, чтобы он мог утвердить 20-30 процентов из них.

Кроме того, будущее за водородом в качестве автомобильного топлива. В настоящее время водородные автомобили составляют ничтожное меньшинство, и это потому, что они даже дороже некоторых электромобилей. Водород можно использовать для производства электроэнергии, и ЕС, вероятно, планирует использовать его в первую очередь. Но если планы станут еще более амбициозными и технология водородных топливных элементов станет дешевле для автомобилей, тогда необходимо будет разработать планы для сетей заправочных станций. И много места для хранения, которое представляет собой особый вид пространства для хранения, потому что водород легко воспламеняется. Особый в этом контексте означает дорогой. А это означает, что снижение стоимости электролиза с использованием солнечной и ветровой энергии — это хорошие новости, но нам еще предстоит увидеть, достаточно ли это хороших новостей для водородного лобби.

Между тем, электроэнергетические компании и нефтяные компании расширяют свое присутствие в водородном пространстве. Вот где самый большой шанс на успех у чистого водорода: в частном секторе. Правительства могут разрабатывать все стратегии, которые они хотят, но без инвестиций со стороны частного сектора — и ноу-хау в области производства энергии, которыми обладают коммунальные предприятия и крупные компании — все эти стратегии были бы обречены. Таким образом, тот факт, что в водородном пространстве усиливается конкуренция между крупными компаниями и коммунальными предприятиями, может оказаться намного лучшей новостью, чем снижение затрат на зеленый электролиз.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ