Может ли глубоководная добыча стать топливом для бума электромобилей?

Мир жаждет ресурсов для обеспечения зеленого перехода. Поскольку мы все больше обращаем внимание на солнечную, ветровую, геотермальную энергию и движемся в направлении декарбонизации, потребление таких минералов, как кобальт, литий и медь, которые лежат в их основе, будет заметно расти.

По оценкам одного из исследований Всемирного банка, для удовлетворения этого спроса производство кобальта должно вырасти на 450% с 2018 по 2050 год, стремясь сохранить рост глобальной средней температуры ниже 2°C. Добыча любого материала может привести к сложным экологическим и социальным последствиям. Однако кобальт в последние годы привлек особое внимание к проблемам небезопасных условий труда и нарушений трудовых прав, связанных с его производством.

В настоящее время разрабатываются новые аккумуляторные технологии с пониженным или нулевым содержанием кобальта, но пока еще не определено, насколько быстро и насколько эти технологии и инновации круговой экономики могут снизить общий спрос на кобальт. Глубоководная добыча полезных ископаемых потенциально способна поставлять кобальт и другие металлы, не связанные с такой социальной борьбой, и может снизить стоимость сырья и углеродный след столь необходимых зеленых технологий.

С другой стороны, обеспокоенные ученые подчеркивают ограниченность наших знаний о глубоководных районах и их экосистемах. Потенциальное воздействие добычи полезных ископаемых на глубоководное биоразнообразие, глубоководные среды обитания и рыболовство все еще изучается, и некоторые эксперты ставят под сомнение идею о том, что экологические последствия добычи полезных ископаемых в глубоководных районах могут быть смягчены таким же образом, как и на суше. Перед лицом этой неопределенности Европейский парламент, премьер-министры Фиджи, Вануату, Папуа-Новой Гвинеи и более 80 организаций призвали ввести 10-летний мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых до тех пор, пока не будут дополнительно изучены ее потенциальные последствия и методы управления ими.

Сложный выбор

Мир стоит перед жестким выбором: продолжать ли добычу полезных ископаемых на дне океана, надеясь, что выгоды перевесят пока еще неизвестные экологические издержки, или сделать паузу для исследований и лучшего понимания того, что поставлено на карту.

Международный орган по морскому дну был создан для организации, регулирования и контроля добычи полезных ископаемых на дне океана за пределами национальных границ. Его положения определяют экологические нормы, режим финансовых выплат для совместного использования выгод и другие стандарты и руководящие принципы.

Международный орган по морскому дну уже подготовил проект правил эксплуатации глубоководных полезных ископаемых, которые будут приняты либо на его ассамблее в октябре 2020 года, либо на ассамблее в 2021 году. Как только правила будут окончательно доработаны и приняты государствами-членами, можно будет выдавать контракты на разработку морского дна для начала добычи полезных ископаемых.

Параллельно страны, имеющие месторождения полезных ископаемых в своих исключительных экономических зонах, где страна имеет уникальное право на использование морских ресурсов, также изучают методы добычи полезных ископаемых и формируют свои собственные правила. Япония успешно опробовала добычу полезных ископаемых из глубоководных районов морского дна еще в 2017 году с целью снижения зависимости от импорта полезных ископаемых. Острова Кука также рассматривают возможность предоставления лицензий на разведку в 2021 году, чтобы диверсифицировать свою экономику за счет туризма.

Правительства и компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых на морском дне, уже более 30 лет изучают содержание полезных ископаемых, измеряют глубоководные экологические данные и тестируют технологии добычи полезных ископаемых на морском дне.

Карта с указанием глубоководных месторождений полезных ископаемых
Производственные компании не могут позволить себе ждать

Автомобильные, электронные, аккумуляторные, авиационные и энергетические компании до сих пор в основном молчали в дебатах о глубоководной добыче полезных ископаемых. Но глубоководные месторождения кобальта могут войти в их цепочки поставок в течение десятилетия.

Как было продемонстрировано Apple, Google, Microsoft, Dell и Tesla в 2019 году, этические аспекты выбора компаниями источников сырья могут иметь как репутационные, так и юридические последствия. В том же году против этих пяти компаний был подан федеральный коллективный иск в связи с их предполагаемым использованием кобальта, произведенного детским трудом в Демократической Республике Конго.

Этические аспекты глубоководной добычи кобальта потенциально могут быть столь же спорными и могут представлять не меньший юридический и репутационный риск для производителей. Между тем, производители автомобилей и электроники все чаще признают стратегическую важность своих решений о поставках кобальта.

BMW, Tesla, Samsung SDI, SK Innovation начали обходить своих поставщиков готовых деталей, чтобы заключить прямые контракты на поставку с горнодобывающими компаниями, которые традиционно являются многими уровнями цепочки поставок, удаленными от их отделов закупок. Для этих производителей доступ к стабильным, этичным поставкам кобальта является более важным, чем когда-либо. По мере того как они все чаще получают металлы напрямую, потребность в знаниях об экологических и социальных соображениях их различных вариантов поставок также возрастает.

Производители, которые сейчас не участвуют в дебатах о глубоководной добыче, рискуют быть застигнутыми врасплох ее последствиями в будущем.

Редкая возможность

По оценкам, запасы полезных ископаемых морского дна содержат 94 000 тонн кобальта в нескольких различных регионах – примерно в шесть раз больше нынешних запасов на суше. Если возможна ответственная эксплуатация, то эти новые минеральные источники способны резко катализировать низкоуглеродный переход. При безответственной эксплуатации мы рискуем подвергнуться неблагоприятному и длительному воздействию на виды, места обитания и экосистемы, подаренные нам океаном.

Решение о том, стоит ли и как продвигаться вперед, лежит на нас. Для того чтобы мы смогли принять это решение и принять мудрое решение, все заинтересованные стороны, включая компании, которые намерены использовать этот добытый в океане материал, должны быть бдительны к этим возникающим дебатам и в полной мере участвовать в них. Эти решения, принятые сегодня в отношении глубоководной добычи полезных ископаемых, вероятно, будут иметь долгосрочные последствия для цепочек поставок материалов, глобальной минерально-сырьевой экономики, экономики некоторых стран, океанической экосистемы и нашей способности решать проблемы изменения климата в будущем.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ