ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Может ли глубоководная добыча стать топливом для бума электромобилей?

Может ли глубоководная добыча стать топливом для бума электромобилей?

Мир жаждет ресурсов для обеспечения зеленого перехода. Поскольку мы все больше обращаем внимание на солнечную, ветровую, геотермальную энергию и движемся в направлении декарбонизации, потребление таких минералов, как кобальт, литий и медь, которые лежат в их основе, будет заметно расти.

По оценкам одного из исследований Всемирного банка, для удовлетворения этого спроса производство кобальта должно вырасти на 450% с 2018 по 2050 год, стремясь сохранить рост глобальной средней температуры ниже 2°C. Добыча любого материала может привести к сложным экологическим и социальным последствиям. Однако кобальт в последние годы привлек особое внимание к проблемам небезопасных условий труда и нарушений трудовых прав, связанных с его производством.

В настоящее время разрабатываются новые аккумуляторные технологии с пониженным или нулевым содержанием кобальта, но пока еще не определено, насколько быстро и насколько эти технологии и инновации круговой экономики могут снизить общий спрос на кобальт. Глубоководная добыча полезных ископаемых потенциально способна поставлять кобальт и другие металлы, не связанные с такой социальной борьбой, и может снизить стоимость сырья и углеродный след столь необходимых зеленых технологий.

С другой стороны, обеспокоенные ученые подчеркивают ограниченность наших знаний о глубоководных районах и их экосистемах. Потенциальное воздействие добычи полезных ископаемых на глубоководное биоразнообразие, глубоководные среды обитания и рыболовство все еще изучается, и некоторые эксперты ставят под сомнение идею о том, что экологические последствия добычи полезных ископаемых в глубоководных районах могут быть смягчены таким же образом, как и на суше. Перед лицом этой неопределенности Европейский парламент, премьер-министры Фиджи, Вануату, Папуа-Новой Гвинеи и более 80 организаций призвали ввести 10-летний мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых до тех пор, пока не будут дополнительно изучены ее потенциальные последствия и методы управления ими.

Сложный выбор

Мир стоит перед жестким выбором: продолжать ли добычу полезных ископаемых на дне океана, надеясь, что выгоды перевесят пока еще неизвестные экологические издержки, или сделать паузу для исследований и лучшего понимания того, что поставлено на карту.

Международный орган по морскому дну был создан для организации, регулирования и контроля добычи полезных ископаемых на дне океана за пределами национальных границ. Его положения определяют экологические нормы, режим финансовых выплат для совместного использования выгод и другие стандарты и руководящие принципы.

Международный орган по морскому дну уже подготовил проект правил эксплуатации глубоководных полезных ископаемых, которые будут приняты либо на его ассамблее в октябре 2020 года, либо на ассамблее в 2021 году. Как только правила будут окончательно доработаны и приняты государствами-членами, можно будет выдавать контракты на разработку морского дна для начала добычи полезных ископаемых.

Параллельно страны, имеющие месторождения полезных ископаемых в своих исключительных экономических зонах, где страна имеет уникальное право на использование морских ресурсов, также изучают методы добычи полезных ископаемых и формируют свои собственные правила. Япония успешно опробовала добычу полезных ископаемых из глубоководных районов морского дна еще в 2017 году с целью снижения зависимости от импорта полезных ископаемых. Острова Кука также рассматривают возможность предоставления лицензий на разведку в 2021 году, чтобы диверсифицировать свою экономику за счет туризма.

Правительства и компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых на морском дне, уже более 30 лет изучают содержание полезных ископаемых, измеряют глубоководные экологические данные и тестируют технологии добычи полезных ископаемых на морском дне.

Карта с указанием глубоководных месторождений полезных ископаемых
Производственные компании не могут позволить себе ждать

Автомобильные, электронные, аккумуляторные, авиационные и энергетические компании до сих пор в основном молчали в дебатах о глубоководной добыче полезных ископаемых. Но глубоководные месторождения кобальта могут войти в их цепочки поставок в течение десятилетия.

Как было продемонстрировано Apple, Google, Microsoft, Dell и Tesla в 2019 году, этические аспекты выбора компаниями источников сырья могут иметь как репутационные, так и юридические последствия. В том же году против этих пяти компаний был подан федеральный коллективный иск в связи с их предполагаемым использованием кобальта, произведенного детским трудом в Демократической Республике Конго.

Этические аспекты глубоководной добычи кобальта потенциально могут быть столь же спорными и могут представлять не меньший юридический и репутационный риск для производителей. Между тем, производители автомобилей и электроники все чаще признают стратегическую важность своих решений о поставках кобальта.

BMW, Tesla, Samsung SDI, SK Innovation начали обходить своих поставщиков готовых деталей, чтобы заключить прямые контракты на поставку с горнодобывающими компаниями, которые традиционно являются многими уровнями цепочки поставок, удаленными от их отделов закупок. Для этих производителей доступ к стабильным, этичным поставкам кобальта является более важным, чем когда-либо. По мере того как они все чаще получают металлы напрямую, потребность в знаниях об экологических и социальных соображениях их различных вариантов поставок также возрастает.

Производители, которые сейчас не участвуют в дебатах о глубоководной добыче, рискуют быть застигнутыми врасплох ее последствиями в будущем.

Редкая возможность

По оценкам, запасы полезных ископаемых морского дна содержат 94 000 тонн кобальта в нескольких различных регионах – примерно в шесть раз больше нынешних запасов на суше. Если возможна ответственная эксплуатация, то эти новые минеральные источники способны резко катализировать низкоуглеродный переход. При безответственной эксплуатации мы рискуем подвергнуться неблагоприятному и длительному воздействию на виды, места обитания и экосистемы, подаренные нам океаном.

Решение о том, стоит ли и как продвигаться вперед, лежит на нас. Для того чтобы мы смогли принять это решение и принять мудрое решение, все заинтересованные стороны, включая компании, которые намерены использовать этот добытый в океане материал, должны быть бдительны к этим возникающим дебатам и в полной мере участвовать в них. Эти решения, принятые сегодня в отношении глубоководной добычи полезных ископаемых, вероятно, будут иметь долгосрочные последствия для цепочек поставок материалов, глобальной минерально-сырьевой экономики, экономики некоторых стран, океанической экосистемы и нашей способности решать проблемы изменения климата в будущем.

Горячее