Глобальная блокировка привела к росту в удалённой работе и коллапсу в передвижениях. Если после изоляции этот новый образ жизни будет широко принят, будет ли это означать сокращение общего потребления энергии и, если да, то на сколько?
Так как кризис Covid-19 распространился по всему миру, большое число людей начали работать на дому, оказывая немедленное и разнообразное воздействие на потребление энергии. Спрос на нефть сократился, но потребление электроэнергии в жилых домах резко возросло. Такие компании, как Google и Facebook объявили, что они позволят сотрудникам работать удаленно по крайней мере до начала следующего года, в то время как Twitter сказал, что его сотрудники могут продолжать работать из дома до бесконечности.
В связи с этим возникает вопрос о том, каковы будут последствия для использования энергии и выбросов парниковых газов, если значительное число людей будет продолжать регулярно работать на дому в предстоящие годы.
Порог чистой выгоды: использование автомобиля и потребление энергии в жилых помещениях
Анализ показывает, что для людей, которые ездят на работу на автомобиле, работа из дома, вероятно, уменьшит их след углекислого газа (CO 2), если их поездка на работу превышает около 6 километров. Однако для коротких поездок на автомобиле или тех, которые осуществляются общественным транспортом, работа из дома может увеличить выбросы CO2 из-за дополнительного потребления энергии в жилых помещениях.
Работа один день в неделю из дома, по всему миру
Еесли бы каждый человек, способный работать из дома, делал это всего лишь один день в неделю, это позволило бы сэкономить около 1% мирового потребления нефти для автомобильного пассажирского транспорта в год. С учетом того, что это приведет к увеличению энергопотребления домашних хозяйств, общее воздействие на глобальные выбросы CO2 будет заключаться в ежегодном снижении на 24 млн. тонн, что эквивалентно основной массе ежегодных выбросов CO2 в Большом Лондоне.
Это заметное снижение, но незначительное в контексте сокращения выбросов, которое было бы необходимо для того, чтобы поставить мир на путь достижения ключевых долгосрочных целей устойчивого развития энергетики и климата. Если бы все, кто может работать дома, делали это чаще, чем один день в неделю, то сокращение выбросов, скорее всего, было бы пропорционально больше. Однако значительный и устойчивый сдвиг в сторону работы на дому может иметь последствия для других элементов энергетической системы, например для предпочтительных видов транспорта и спроса на служебные помещения.
Блокировки, срок службы и спрос на энергию
Кризис Covid-19 имел ошеломляющие последствия для транспортного сектора. Правительственные блокировки вызвали падение на 50-75% дорожного движения во всем мире. В апреле, когда около одной трети мирового населения находилось в полной изоляции, потребление бензина сократилось более чем на 9 миллионов баррелей в день — беспрецедентное падение – а спрос на дизельное топливо снизился на 6 миллионов баррелей в день.
Огромное снижение пробок
С учетом того, что до 59% сотрудников в затронутых странах работали дома, влияние дорожного движения в час пик было еще более поразительным. В крупных городах наблюдалось снижение загруженности в часы пик с 65% до 95%. Наблюдалось также повсеместное снижение уровня загрязнения воздуха от дорожного движения. Один из самых крутых показателей был в Нью-Дели, где средние уровни диоксида азота были примерно на две трети ниже во время изоляции по сравнению с неделями, предшествующими ему.
Блокирование также повлияло на жилищный спрос на энергоносители. Общее потребление электроэнергии упало на 20%. Почасовая динамика спроса в будние дни напоминала нормальное воскресенье. В некоторых частях Соединенных Штатов среднее потребление электроэнергии в жилых районах в выходные дни увеличилось на 20-30%. В Соединенном Королевстве потребление электроэнергии в жилых районах подскочило на 15% в течение нескольких дней после начала блокировки.
Предполагаемый риск для здоровья от общественного транспорта
Нет никаких гарантий, что использование автомобиля останется на низком уровне сразу же после снятия всех ограничений. Ввиду предполагаемых рисков для здоровья, переход от общественного транспорта может продолжиться, когда спрос на мобильность вернется к норме, что приведет к восстановлению потребления нефти.
Опрос, проведенный в Китае компанией по исследованию рынка Ipsos, сообщил о снижении на 57% доли поездок, совершаемых автобусом и метро, но удвоении доли, совершаемой частным автомобилем. В глобальном масштабе, если бы 10% автобусных поездок совершались на автомобиле, это добавило бы около 700 000 баррелей в день к потребности в топливе для автомобилей – примерно 3% от общего количества нефти, используемой для пассажирских автомобильных перевозок в 2019 году.
А что, если «удалёнка» станет широко распространенной?
Однако опыт блокировки может дать тем, кто может работать из дома, повышенный интерес к нему, что приведет к длительному сокращению пригородного трафика, а также к возможному увеличению потребления энергии в жилых помещениях.
Если общий уровень работы на дому в экономике остается низким, то почти все снижение спроса на транспортную энергию будет происходить за счет пригородных поездок на автомобиле или мотоцикле, которых можно было бы избежать, поскольку автобусы и поезда будут продолжать работать – хотя и с несколько меньшей пропускной способностью.
Региональные и сезонные последствия
Влияние надомного труда на транспорт широко варьируется в зависимости от региона и времени года. В Соединенных Штатах средняя поездка в один конец на автомобиле составляет около 18 километров, и более трех четвертей пассажиров легковых автомобилей путешествуют в одиночку, согласно Бюро переписи населения США. В Европе средняя протяженность поездок на автомобиле в один конец составляет 15 километров, а в Китае — 8 километров с большими колебаниями между городскими и сельскими поездками на работу. Разница в эффективности использования топлива также имеет значение, так как средний автомобиль в Соединенных Штатах потребляет примерно на 45% больше топлива, чем в среднем в Европе за поездку такой же длины.
Использование кондиционеров воздуха в автомобилях также оказывает существенное влияние на расход топлива, варьируясь от 3% от общего годового потребления в более холодных климатических условиях до 20% в более жарких. Кондиционирование воздуха может достигать более 40% от расхода топлива в условиях теплого климата и перегруженного трафика. Около 4% от общего расхода топлива для поездок на автомобиле в США, Китае и Европе в 2019 году было для кондиционирования воздуха.
Жилищное энергопотребление
Рабочий день из дома может увеличить потребление энергии в домашних хозяйствах на 7-23% по сравнению с рабочим днем в офисе, в зависимости от региональных различий в средних размерах домов, потребностей в отоплении или охлаждении и эффективности бытовых приборов.
В большинстве регионов мира дополнительный спрос зимой больше, чем летом, из-за отопления помещений, и энергетический баланс зимой, как правило, смещается больше в сторону ископаемых видов топлива. Однако в США широкое использование кондиционеров приводит к более высокому потреблению электроэнергии летом, чем зимой. В Китае преобладание централизованного теплоснабжения, которое, вероятно, будет оставаться включенным независимо от того, занято ли домашнее хозяйство или пустует в течение дня, снижает энергетическое воздействие работы из дома в зимний период.
Замена коротких поездок на автомобиле или любом общественном транспорте
Для коротких поездок на автомобиле (менее 6 км в Соединенных Штатах, 3 км в Европейском Союзе и 2 км в Китае), а также для поездок на общественном транспорте работа из дома может привести к небольшому увеличению выбросов в результате дополнительного использования энергии в жилых помещениях.
Чистый эффект будет зависеть от состава топливной смеси для жилых помещений. Например, в Китае чистое падение спроса на энергию приводит лишь к небольшому снижению выбросов CO2 – особенно в зимний период — из-за относительно высокой интенсивности выбросов в энергетическом секторе, а также широкого использования угля для отопления помещений и нефти для нагрева воды и приготовления пищи.
Влияние работы на дому на глобальный спрос на энергию и выбросы
На уровне домашних хозяйств воздействие работы из дома на спрос на энергию широко варьируется в зависимости от многих факторов, связанных с сезоном и регионом. Но каков был бы глобальный эффект, если бы работа из дома стала тенденцией для общества в целом? Ответ на этот вопрос отчасти зависит от того, сколько людей могут работать из дома.
По оценкам Международной организации труда, до пандемии Covid-19 около 8% глобальной рабочей силы работали исключительно или главным образом на дому, причем между странами существовали значительные различия. Например, около 5% рабочих в Китае работали на дому, по сравнению с 14% в Нидерландах.
Основываясь на анализе, проведенном Джонатаном Дингелом и Брентом Нейманом из Чикагского университета, а также на работе Международной организации труда и других организаций, видно, что около 20% рабочих мест в мире потенциально могут быть переведены на «удалёнку». Этот показатель колеблется от примерно 10% в странах Африки к югу от Сахары до более чем 45% в самых богатых европейских странах.
В целом, существует положительная корреляция между потенциалом работать из дома и ВВП на душу населения. Это отражает различия в экономических и профессиональных структурах стран, а также цифровую готовность (например, широкополосный доступ в интернет, владение компьютерами) и другие структурные факторы (например, жилищная ситуация, другие виды надомного труда).
Работа на дому, как правило, снижает чистую потребность в энергии для семьи, которая ездит на машине. Но для пассажиров, пользующихся общественным транспортом, это, вероятно, приведет к увеличению чистого спроса на энергию, хотя региональные и сезонные различия являются значительными. В среднем за год общая экономия энергии в результате меньшего количества поездок на работу по-прежнему примерно в четыре раза превышает увеличение потребления энергии в жилищном секторе.
Во всем мире: если каждый, кто способен, работал бы один день в неделю из дома
На глобальном уровне экономия нефти составляет около 11,9 млн. тонн нефтяного эквивалента (Mtoe) в год – или около 250 000 баррелей в день, что соответствует примерно 1% потребления автомобильного пассажирского транспорта. После включения дополнительного жилого спроса, общее потребление энергии падает примерно на 8,5 млн. т, что приводит к падению на 24 млн. т годовых выбросов CO2.
Сценарий, описанный здесь, предполагает относительно скромный один день в неделю работы из дома. Если бы это происходило чаще, то воздействие на частный транспорт и жилищный спрос на энергию возрастало бы пропорционально, но оно также могло бы иметь все большее число последствий в других частях энергетической системы.
Влияние на общественный транспорт
Учитывая, что только одна пятая часть работников может выполнять свою работу удаленно, даже несколько дней домашней работы в неделю, вероятно, будут иметь лишь небольшое прямое влияние на общественный транспорт. Тем не менее, меньшее количество пассажиров может привести к меньшему скоплению людей, более быстрому движению транспорта и возможному отходу от общественного транспорта. Это может привести либо к снижению, либо к увеличению спроса на нефть в зависимости от конкретных обстоятельств.
Более долгосрочные последствия для энергетики и выбросов, обусловленные тенденцией к расширению масштабов работы на дому, являются неопределенными. Со временем более значительный переход к домашнему труду может также привести к сокращению спроса на офисные помещения и энергию для коммерческих зданий и, следовательно, к более значительному общему сокращению потребления энергии и выбросов CO2. Однако привычная домашняя работа может привести к тому, что люди будут жить дальше от своего рабочего места, что потенциально компенсирует сокращение спроса на энергию для поездок на работу.