ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Постпандемическая энергетика может не сильно измениться

Постпандемическая энергетика может не сильно измениться

Если размышлять о движении цен на нефть, нужно вспоминать о фильме «Поменяться местами» (1983), и особенно о сцене, где пожилые инвестиционные банкиры объясняют фьючерсный рынок уличному мошеннику Эдди Мерфи, и он говорит: «Я понимаю. Вы, ребята, букмекеры». — Один из братьев поворачивается к другому и говорит: «Я же говорил тебе, что он поймет». Для многих Уолл-Стрит, фондовые и товарные рынки кажутся азартными играми, которые не служат никакой цели, что является полным непониманием их функции. 

Конечно, внезапные колебания на рынке кажутся многим больше похожими на азартные игры, чем на инвестиции, и сцена в «Поменяться местами», где брокеры переключают свою торговлю на десять центов на основе части новостей или слухов, не помогает исправить это впечатление, но дело в том, что в конечном счете все эти новости дополняют рыночную информацию, которая информирует трейдеров и помогает определить соответствующие цены.

Тем не менее, слишком многие воспринимают отдельные фрагменты данных или событий как свидетельство долгосрочных тенденций и не могут провести различие между временными событиями или исключениями из правила и долгосрочными или фундаментальными тенденциями. В качестве примера можно привести иранского шаха, который во время первого нефтяного кризиса продал отдельный груз нефти по цене $17 за баррель (около $80 с поправкой на инфляцию), намного превышающей объявленную цену, и не понимал, что это была аберрация, отражающая конкретные потребности покупателя, но считал, что она представляет собой истинную «стоимость» нефти. Излишне говорить, что шах не был микроэкономистом.

Многие другие совершили аналогичную ошибку во время иранского нефтяного кризиса, который был сложной ситуацией, но доминировал над потерей почти 6 миллионов баррелей дневных поставок из-за иранской революции и последующего политического разрыва в самом передовом в мире нефтедобывающем регионе. Но в конечном итоге, как показали экспертные доклады, проблема заключалась в дефиците нефтяных ресурсов, и министр энергетики США предсказал, что глобальная добыча нефти никогда не превысит тогдашнего уровня 65 мб/д. (С тех пор она достигла 100.)

Теперь многие смотрят на пандемию и утверждают, что она ускорит дату пикового спроса на нефть, учитывая вероятные изменения в поведении, включая гораздо больше работы из дома, меньше деловых поездок и больше виртуальных встреч, а также гораздо меньше авиаперелётов и туризма на дальние расстояния. Другие утверждают, что использование возобновляемых источников энергии будет усилено пандемией, указывая на случаи, когда доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии резко возросла.

Первая проблема будет заключаться в том, что мы все еще находимся в разгар пандемии, и даже не уверены, будет ли это третий или седьмой иннинг (из девяти, для тех, кто не знаком с бейсболом). Поведение потребителей после пандемии является крайне неопределенным, и нынешние неофициальные данные имеют минимальную ценность. Поездки на работу по-прежнему сокращаются, но после всемирного выздоровления и разработки вакцины показатели могут резко увеличиться. Обеды на открытом воздухе в районах, где блокировки были ослаблены, увеличились, и люди проявляют сильное желание больше заниматься общественной деятельностью, от посещения ресторанов до парков развлечений, но будет ли это всплеск после блокировки, который исчезнет, неизвестно.

Есть аналоги, которые поучительны. После терактов 11 сентября резко сократились поездки и возросло число видеоконференций, которые, по мнению некоторых, должны были продолжаться. Но на рисунке ниже показано, что пассажирские мили в США снизились, а затем восстановились до рецессии 2008 года, когда они снова снизились и восстановились. Линия тренда, по-видимому, не была изменена ни одним из этих двух экземпляров. 

Авиапассажирские мили США (в миллионах)

И всего несколько лет назад, рецессия 2008 года и последующий рост приложений для совместного использования поездок привели к убеждению, что дни широкого распространения автомобилями заканчиваются. Миллениалы не только не покупали автомобили, они, казалось, были менее заинтересованы в получении водительских удостоверений. Бизнес-модель Детройта была на грани морального износа. Однако обратите внимание на нижеприведенную диаграмму, которая показывает продажи автомобилей (в долларовом выражении, а не в единицах) в США, и становится ясно, что рецессия 2008 года и падение продаж были преходящими — линия тренда выросла в последние годы.

Миллионы тратятся ежемесячно на автомобили

В течение следующих шести месяцев будет бесконечный парад экспертов, описывающих массовые изменения в общественном поведении и экономической структуре после пандемии, и хотя некоторые из них могут быть предсказанием (в большинстве случаев скорее удача, чем понимание), здоровая степень скептицизм всё-таки должна присутствовать.

Горячее