ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Мировой спрос на нефть начинает долгое и болезненное восстановление

Мировой спрос на нефть начинает долгое и болезненное восстановление

Потребление топлива начало восстанавливаться в Америке.

«Люди начинают чаще выходить на улицу», — сказал Джо Гордер, главный исполнительный директор крупного американского нефтеперерабатывающего завода Valero Energy Corp.. «Я думаю, что, вероятно, есть сдерживающий человеческий фактор на то, чтобы люди стали выходить из своих домов и были мобильными».

От улиц Сан—Антонио до Барселоны и Пекина данные о дорожном движении, объемах продаж на заправочных станциях и трубопроводных потоках позволяют предположить, что спад спроса на нефть, вероятно, достиг дна примерно в середине апреля и теперь начался скромный — и очень предварительный — подъем. Эти признаки имеют значение не только для нефтяной промышленности, поскольку они дают проблеск надежды после потока негативных экономических данных.

«Я думаю, что мы увидели дно», — сказал Марко Дюнанд, соучредитель Mercuria Energy Group Ltd., одного из топ-5 мировых нефтяных торговых домов.

Но восстановление идет крайне медленно. Нефтетрейдеры считают, что, скорее всего, потребуется больше года, а возможно, и гораздо больше, прежде чем глобальный спрос достигнет предпандемических уровней примерно в 100 миллионов баррелей в день. Некоторые аналитики даже предполагают, что он может никогда не попасть туда снова.

Вероятная форма возрождения была горячо оспариваемой темой. V-образная форма была отброшена некоторое время назад. Вполне возможно, что она может быть U-образной, с относительно длинным периодом вдоль дна, или L-образной, при которой спрос никогда не вернется туда, где он был раньше.

Возможно, в латинском алфавите нет буквы для правильной формы. Математический символ квадратного корня может предложить, до некоторой степени, альтернативу: сначала V-восстановление по мере ослабления блокировок, а затем длинный плоский хвост по мере изменения образа жизни, например, такие как увеличение количества работы на дому, становятся более нормальными.

‘Ухабистая дорога’

Безусловно, авиакомпании не ожидают возврата к уровню спроса 2019 года в ближайшие годы. Это то, что Эд Морс, ветеран нефтяного наблюдения в Citigroup Inc., называет «извилистая, ухабистая дорога к добыче нефти».

Сам масштаб разрушения спроса — около 30 миллионов баррелей в день в апреле — означает, что возвращение будет болезненным процессом. По оценкам Международного энергетического агентства, потребление снизится на 25,8 млн баррелей в сутки в мае и на 14,6 млн в июне. В декабре он все еще будет 2,7 миллиона в день ниже уровней 2019 года.

«Мы действительно видим улучшения на всех трех рынках, мы видели, что в мае объемы растут в Европе, мы видим, что это происходит в США, и мы видим, что это также происходит в Азии», — сказал инвесторам в пятницу генеральный директор Exxon Mobil Corp. Даррен Вудс. «Есть некоторые, я бы сказал, обнадеживающие ранние признаки».

Очень постепенное улучшение происходит именно тогда, когда производители, от альянса ОПЕК+ до бурильщиков в Техасе, ускоряют сокращение своей добычи. Вместе они могли бы постепенно привести спрос и предложение в равновесие с течением времени. На прошлой неделе все больше компаний, включая крупные американские фирмы, такие как ConocoPhillips, объявили о закрытии новых производств.

«В глобальном масштабе мы находимся в точке перегиба, где мы прошли худшее для разрушения спроса на нефть, но не для разрушения предложения», — считает Оливье Якоб, управляющий директор consultant Petromatrix GmbH. — «Это должно помочь стабилизации цен».

Этот процесс займет некоторое время, причем непроданные сырая нефть и нефтепродукты, вероятно, будут накапливаться хорошо в июне и, возможно, даже в июле. Резервуары для хранения почти полны, и это несет с собой риск того, что Нью-Йоркская нефть снова дико вращается, когда июньские фьючерсы близки к истечению в середине этого месяца, отражая то, что произошло, когда майский контракт закончился и отправил цены ниже нуля.

Тем не менее, физический рынок нефти, где фактические баррели переходят из рук в руки, демонстрирует предварительные признаки восстановления, особенно в Европе. Urals, флагманский экспортный сорт России, поднялся до премии над Brent после того, как Москва сократила экспорт до 10-летнего минимума.

Эпицентр восстановления

Эпицентр нефтеотдачи такой же, как и там, где в январе начался кризис общественного здравоохранения: Ухань. В будние дни трафик в китайском городе почти вернулся к докризисным уровням, хотя он остается подавленным в выходные дни. Согласно данным навигационной компании TomTom International BV, в другие крупные города, включая Пекин, Гуанчжоу и Шанхай, он полностью возвращается к нормальной работе в час пик.

Мрачные детали

Как и многие экономические показатели, данные о спросе на нефть поступают с существенным отставанием. Таким образом, трейдеры полагаются на прокси-оценки для просмотра почти в реальном времени. Один из них — дорожное движение. Другое — это количество бензина и дизельного топлива, которое вывозится из трубопроводных терминалов на заправочные станции.

В США количество бензина, поставляемого на рынок, выросло на прошлой неделе почти до 5,9 млн баррелей в сутки с 5,1 млн в первую неделю апреля, но значительно ниже, как правило, более чем 9 миллионов до появления вируса, согласно официальным данным. В начале прошлого месяца нефтепереработчики увидели спрос на бензин на 55% от нормального уровня, который улучшился до 64% в последнем семидневном среднем. Валеро подтвердил в четверг, что он видит некоторый пикап.

«Я действительно думаю, что мы увидим больше активности», — сказал Гордер Валеро.

Испания, у которой была одна из самых строгих блокировок в Европе, предлагает редкое окно в спрос в реальном времени, поскольку крупнейший оператор трубопровода в стране раскрывает еженедельную информацию. CLH Group сообщила, что спрос на бензин за неделю до 26 апреля снизился на 75% по сравнению с прошлым годом, незначительное улучшение с 81% в середине апреля и 83% в конце марта.

В Великобритании спрос на автомобильное топливо в настоящее время снизился на 55-60% от уровня до кризиса, по сравнению с 65-70% две недели назад, по данным Ассоциации розничных продавцов бензина.

Данные показывают, что восстановление является только маргинальным. Но это также указывает на то, что потребление, по крайней мере, достигло дна. Там, где спрос идет, следуют цены, и Торбьорн Торнквист, глава сырьевого торгового гиганта Gunvor Group Ltd, считает, что худшее из нефтяного спада закончилось.

Вторя широко распространенному мнению на рынке, Торнквист предупреждает, однако, что эти сдержанные цены и спрос могут остаться на некоторое время. Цены вряд ли поднимутся намного выше $40 за баррель до конца 2021 года, сказал Торнквист. Всего четыре месяца назад, в начале этого года, цена на нефть марки Brent была около $70. В понедельник она составляла около $26 за баррель.

Горячее