ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Европа нуждается в своей собственной индустрии переработки батарей EV

Европа нуждается в своей собственной индустрии переработки батарей EV

Европа нуждается в своей собственной индустрии переработки батарей, и Европейский альянс батарей ЕС должен сделать это, считает Рафаэль Данино-Перро, пишущий для Центра IFRI по энергетике и климату. По экономическим, стратегическим и экологическим причинам сегодняшняя подавляющая зависимость от аутсорсинга для производства и утилизации батарей должна измениться. Начнем с того, что Азия обеспечивает более 90% мирового производства автомобильных аккумуляторов , половина из которых поступает из Китая. При утилизации аккумуляторы EV еще нигде не перерабатываются в масштабе, потому что рынок все еще находится в зачаточном состоянии, и в первую очередь необходимо исчерпать срок службы батарей. Но этот день скоро наступит, и промышленность будет быстро расширяться: МЭА говорит, что к 2030 году 15% -30% новых продаж автомобилей будет EVs . В настоящее время Азия также готова доминировать над переработкой аккумуляторных батарей EV.

Рынок электромобилей (EVs) растет. По данным Французского института нефти и возобновляемых источников энергии (IFPEN, Institut Français du Pétrole et des Énergies Renouvelables), на долю EVs в 2019 году пришлось чуть более 2% рынка легких транспортных средств .

Зависимость от Азии

Однако, несмотря на то, что европейские производители уже разработали EVs, такие как Renault Zoé или BMW i3, они в значительной степени зависят от азиатских компаний в области поставок и производства материалов для элементов и электрических батарей, таких как никель, кобальт, литий, используемые для изготовления прекурсоров или катодов и их компонентов.

Азия обеспечивает более 90% мирового производства автомобильных аккумуляторов, половина из которых приходится на один только Китай. Европейская зависимость связана не только с производством аккумуляторов, но и происходит на протяжении большей части их производственно-сбытовой цепочки, от добычи и переработки сырья до подготовки необходимых процессов переработки для вторичной переработки. Рынок вторичной переработки аккумуляторов от небольших электронных объектов (смартфонов, компьютеров, планшетов и др.) также возглавлялся азиатскими странами.

Европейский Батарейный Альянс

Эти дисбалансы были выявлены Европейской комиссией (ЕК), которая запустила Европейский альянс батарей (EBA) в 2017 году. Его цель состоит в том, чтобы восполнить часть отставания, накопленного в различных сегментах цепочки создания стоимости аккумуляторных батарей, и особенно в деятельности по рециркуляции.

Цель углеродной нейтральности Европейского союза (ЕС) и реализация «зеленой сделки» ускорят декарбонизацию транспортного сектора за счет внедрения электрической мобильности. Это укрепляет стратегическое значение ЕBА и, в частности, развитие мощной перерабатывающей промышленности, как с геоэкономической, так и с экологической точки зрения .

Переработка отходов: 3 основных преимущества

Потенциал утилизации батарей в ЕС является значительным и представляет собой тройную проблему:

  1. экологическая, потому что переработка отходов позволяет экономить энергию по сравнению с добычей полезных ископаемых.
  2. экономическая, потому что развитие перерабатывающей инфраструктуры и промышленной экосистемы, связанной с хранением электроэнергии, создаст рабочие места и добавленную стоимость.
  3. стратегическая, потому что она позволит восстановить минеральные ресурсы, которые ЕС не эксплуатирует на своих собственных землях и которые могут быть повторно введены непосредственно в промышленность ЕС.
Препятствия

Однако есть много препятствий, так как рынок все еще неопределенный и не очень зрелый. Число EVs незначительно, и большинство из них еще не достигли конца своей жизни . Это оставляет открытым много вопросов о продолжительности жизни батарей, их сборе, их состоянии и их приспособляемости к процессам рециркуляции.

Отсутствие знаний о производстве и составе аккумуляторных батарей является препятствием для эффективности процессов вторичной переработки и может даже привести к техническим авариям. Несмотря на значительный рост, рынок аккумуляторных батарей по-прежнему характеризуется быстрыми технологическими разработками, которые оказывают непосредственное влияние на используемое сырье. Существует также много типов батарей, используемых в данное время, что затрудняет стандартизацию процессов промышленной переработки и ставит под сомнение их экономическую целесообразность.

Сырьевые рынки, в свою очередь, подвержены определенной степени финансовой нестабильности, что делает инвестиции в переработку неопределенными.  Таким образом, кобальт, который считается наиболее прибыльным металлом для переработки, в период с 2017 по 2019 год вырос в три раза, а затем поделился на четыре за несколько месяцев, прежде чем снова подняться, хотя и не вернулся на прежние уровни.

Кроме того, растущее использование никеля, который частично заменит кобальт к 2021 году, вынуждает компании менять свои операции с кобальта на никель. Существуют аналогичные вопросы относительно “второго срока службы» этих батарей, которые затем можно было бы использовать для стационарных целей. Эти вопросы остаются нерешенными и найдут свои ответы только через фактическую “практику” рециркуляции в европейской промышленности. Последняя, со своей стороны, все еще страдает от недостатка международных игроков (за исключением Umicore) и от фрагментации или даже отсутствия определенных сегментов цепочки создания стоимости.

Регулирование, финансы

Поэтому необходимо обеспечить европейскую промышленность нормативными и финансовыми средствами для осуществления такой «практики». В зависимости от различных этапов жизненного цикла батареи, регулирование должно устанавливать точные стандарты для поощрения устойчивости производственной модели европейской аккумуляторной промышленности, а также ее интеграции.

Для этого следует отдавать предпочтение добыче полезных ископаемых, которая является экологически и этически ответственной, а также производству вторичного сырья путем рециркуляции. Обработка последних должна быть облегчена с помощью стандартов экодизайна и экопроизводства для батарей, позволяющих стандартизировать производство и, следовательно, извлекать материалы с меньшими затратами.

Это будет включать: переосмысление адресности и учета обработки; реорганизации системы сбора промышленности в предотвращении перекосов в экономической модели; внедрение сертификации сбора и утилизации; и, что более важно, ускорение пересмотра Директивы ЕС о батареях, чтобы как можно быстрее адаптировать ее к новым вызовам, стоящим перед отраслью. В настоящее время обязательство по рециркуляции для литий-ионных батарей составляет только 50%, в то время как для свинцово-кислотных батарей — 90%.

Углеродный след полного жизненного цикла

Кроме того, необходимо принять подход к анализу жизненного цикла (LCA), с тем чтобы измерить углеродное воздействие батарей в процессе производства, их использования или даже управления их конечным сроком службы. Это позволило бы лучше контролировать импорт с избыточными углеродными следами или экспорт батарей с истекшим сроком службы в страны, которые не отвечают минимальным экологическим стандартам.

В более общем плане, системное видение необходимо для разработки основы для интегрированной европейской промышленной экосистемы, которая позволяет осуществлять горизонтальное сотрудничество между компаниями при финансовой, законодательной и стратегической поддержке со стороны государств-членов и ЕС.

Горячее