Хотя электроэнергия, вырабатываемая из солнечной и ветровой энергии, становится все более конкурентоспособной, расширение использования возобновляемых источников энергии по-прежнему зависит от политической поддержки. Когда такой поддержки не хватает, часто могут возникнуть неудачи в переходе к энергопотреблению — как это видно на примере бывших стран-пионеров — Испании и Чешской Республики. Какие уроки энергетической политики мы можем извлечь из этого?
Примеры Испании и Чешской Республики показывают, что стратегии поддержки должны быть достаточно гибкими, чтобы хорошо реагировать на технический прогресс и изменившиеся рыночные условия. В то же время цели расширения должны быть поставлены так, чтобы обеспечивать непрерывность роста возобновляемых источников энергии.
Необходимая гибкость отсутствовала в двух исследованных странах. В Испании законодательство не предусматривало корректировку ставок субсидий в случае снижения цен. Таким образом, когда солнечные панели стали дешевле, ставки субсидий не могли быть снижены достаточно быстро, чтобы смягчить растущее влияние бюджета. Вместо этого, возобновляемые электростанции стали более прибыльными, и расширение продолжалось быстро. В результате правительственные расходы резко возросли в то время, когда страна также страдала от последствий мирового финансового кризиса. В сентябре 2008 года правительство отключило аварийный тормоз и значительно сократило поддержку возобновляемых источников энергии.
Ситуация в Чехии была иной. Там была запущена стратегия перехода к энергопотреблению для достижения целей ЕС, а расходы были переданы конечным потребителям через счета за электроэнергию. Из-за падения цен на солнечные батареи расширение возобновляемых источников энергии прошло быстрее, чем планировалось: цель ЕС на 2020 год уже была достигнута в 2013 году. Но по соображениям стоимости, политически нецелесообразно продолжать расширение после достижения этих целей. Более адаптируемый свод правил на уровне ЕС, который поощряет ранний прогресс и предотвращает стагнацию, мог бы поддерживать необходимое международное давление на лиц, принимающих решения.
Аукционы помогают контролировать расходы
При правильных условиях аукционы имеют преимущество перед фиксированными льготными тарифами в том, что они могут помочь контролировать объемы и стоимость вырабатываемого возобновляемого электричества. Распределение затрат является еще одним важным фактором: важна роль, которую играет отраслевое лоббирование в ликвидации политики в области возобновляемых источников энергии. Освобождение от определенных потребителей отрасли является одной из стратегий минимизации этого потенциального источника оппозиции. Однако такие исключения сами по себе могут стать источником политических противоречий.
Политика должна уделять больше внимания структурам энергетического сектора. Поскольку в Испании нет жизнеспособных экспортных рынков для избытка электроэнергии, устоявшиеся поставщики имели экономическую заинтересованность в ограничении использования возобновляемых источников энергии. Активная политика расширения сетевых соединений с Францией могла бы ослабить давление. И, в конечном счете, любая стратегия перехода энергии должна учитывать снижение использования традиционных электростанций.